Армия России
Разработчик сайта, Садрисламов Рустам, приветствуют жюри конкурса "Лучший образовательный сайт-2011"
Меню сайта
Статистика
Форма входа
Знание причин наркотизации детей позволяет определить пути к снижению ее уровня, более целенаправленно вести борьбу с этим социальным злом. Социальные причины:- неорганизованность в проведении свободного времени;негативное влияние неформальных групп с асоциальной направленностью.Влияние взрослых наркоманов;употребление наркотических средств в семье;отсутствие одного из родителей, развод, неправильные методы воспита­ния, гиперопека или гипоопека, дисгармония семейных отношений;низкий уровень учебно-воспитательного процесса (формализм, стремле­ние избавиться от трудных учащихся, отсутствие педагогического воздействия на неблагополучные семьи, неподготовленность педагогов к работе с трудными детьми, слабая антинаркотическая пропаганда,   которой должны владеть все: от медицинской сестры, фельдшера, врача общего профиля и врача - нарколога, с одной стороны, до воспитателя, психолога, учителя, директора, с другой стороны. Личностно-физиологические причины:выраженные   акцентуации характера по возбудимому, неустойчивому и эмоциональному типам.

     Отягощенная наследственность алкоголизмом и психическими отклонениями;зависимость от лидера, стремление к превосходству, подражательность, грубость, агрессивность, конфликтность и жестокость. Задержки и отклонения соматического и полового созревания, неврозы;педагогическая запущенность, трудновоспитуемость, отсутствие активных антиалкогольных взглядов, непонимание вреда и опасности употребления наркотиков. Раннее приобщение к спиртному, наркотическим и токсическим веще­ствам, отклонения в психофизическом развитии;раздражительность,  вспыльчивость,  пассивность,  несамостоятельность, инфантилизм, негативизм, социально-психологическая дезадаптация;несовершенство и недостаточность спортивной, культурно-массовой и других форм работы с детьми, слабость правового, санитарно-гигиенического просвещения учащихся. 

    Что толкает ребенка на употребление спиртных напитков? Ложные притязания на взрослость - они считают, что, употребляя алкоголь, становятся взрослее, сильнее, мужественнее, самоутверждаются. Этому способ­ствует и реклама, особенно на телевидении, в первую очередь - пива, но разве выгодно снижение потребления пивоваренным компаниям? Конечно нет, они озабочены единственным - извлечением сверхприбылей, а до здоровья детей, нации - им нет никакого дела.Дети пьющих родителей значительно чаще начинают выпивать, а впослед­ствии и страдать алкоголизмом, ведь сами родители толкают ребенка к спирт­ному, не запрещая, а часто и предлагая им последнее, в том числе и старшие братья, сестры способствуют этому (поощряются и поддерживаются питейные традиции).

    Ребенок руководствуется в своей будущей самостоятельной жизни пьяным стереотипом поведения своих родителей.Значительно влияет на приобщение подростка к алкоголю и пример сверст­ников, нормы питейного поведения в группе подростков, часто под давлением или чтобы не быть «белой» вороной ребенок приобщается к пьяной культуре поведения. Участие в «алкогольной компании», где практически всегда лиди­руют подростки, состоящие на учете в милиции и совершившие преступления, приводит к тому, что «вновь зачисленный» как бы проходит «прописку» через совершение правонарушения.Отрицательно воздействует и чрезмерная опека, когда за ребенка все дела­ют, освобождая тем самым от забот и, главное, от обязанностей.

   У таких детей формируются безволие, зависимость, подчиняемость, безответственность, они неподготовлены к жизненным ситуациям, не имеют своего собственного мне­ния и не могут противостоять асоциальному воздействию. Для них потребление спиртного сравнимо с преодолением возникших трудностей, они продукт об­щества: в хорошем окружении - они хорошие, в асоциальном окружении - со­вершают преступления и спиваются.Значительную роль в возникновении пристрастия к алкоголю играет биоло­гическая предрасположенность: если ребенок перенес родовые травмы, череп­но-мозговые травмы, имелась патология беременности и родов, тяжелые забо­левания, при которых был поражен головной мозг.

Особо следует остановиться на злокачественной форме течения алкоголь­ной зависимости у детей и подростков. Она присуща подросткам, которые до начала злоупотребления алкоголем страдали некоторыми психическими забо­леваниями, такими как психопатоподобное поведение, психопатии, эпилепсия. Их объединяет некоррегируемое поведение, конфликтность, неуживчивость в коллективе. Дети практически не учатся, испытывают сложности при выпол­нении несложной работы, часто меняют места учебы или работы из-за наруше­ний школьной или трудовой дисциплины.

    Остановимся на некоторых причинах, побуждающих ребенка к упот­реблению табака.Надо всегда помнить, что ребенок, вырастая среди курящих членов семьи, считает, курение таким же естественным как и прием пищи. Он считает куре­ние нормальной формой поведения, нормой жизни.В более раннем возрасте дети начинают курить из любопытства, ведь лю­бознательность - нормальная черта здорового ребенка, подражают родителям, взрослым, киногероям, «авторитетам двора».Становясь старше, начинают курить, подражая моде, а часть детей через курение сигарет утверждается в группе, также это может быть и следствием принуждения со стороны старших подростков, быть как все, «своими в доску».В старшем подростковом возрасте курение превращается в своеобразную форму защиты от неприятностей: «покурил, и вроде как стало легче», только это самообман, проблемы остаются. О том, что никотин - яд, в этом возрасте не задумываются.

    В современных условиях заметную роль в приобщении к курению играет посещение вечеринок, баров, кафе, клубов, дискотек, где курение является своеобразным отличительным признаком «свой- чужой».Широкое, а точнее сказать катастрофическое распространение полечило в настоящее время курение среди девочек и девушек. Их интересует не сам акт курения, сколько вся процедура курения, имеющая характер своеобразного ри­туала: эффектное распечатывание красивой упаковки, закуривание от красивой зажигалки, умелое выпускание табачного дыма (это характерно на первона­чальном этапе, потом курят, уже не заботясь об эффективности и красоте).Начало курения у девушек связывается с модой, кокетством, желанием нра­виться юношам. Однако никотин, «убивая» организм, не выбирает, девушка ли перед ним или юноша. Специфика действия никотина на детско-подростковый организм.Смертность людей, начинающих курить до 18-20-ти лет, значительно вы­ше - в 2,5—3 раза, чем среди тех, кто начал курить после 30-ти лет. Курение у подростка истощает нервные клетки, преждевременно вызывая утомление, снижение умения решать логические задачи. Отмечается утомляемость при чтении, а сам дым раздражает слизистую глаз, вызывая слезоточивость, отеч­ность век, в результате возникает воспаление зрительного нерва, снижается чувствительность сетчатки глаза к свету - становятся «подслеповатыми». Уже является доказанным, что никотин повышает внутриглазное давление, вызывая такое грозное заболевание, как глаукома, а она приводит к отслоению сетчатки и слепоте.

    Угри, перхоть (себорея), учащение пульса, повышение температуры, жажда, бессонница - все это последствия действия никотина на железы внутренней секреции подростка.С увеличением числа молодых курильщиков омолодился и рак легкого. Ку­рение у подростков нарушает нормальный режим труда и отдыха и не только из-за действия никотина на нервную систему, а в силу желания закурить, воз­никающего во время урока, выполнения домашнего задания. Никотин резко снижает точность вычислительных операций, уменьшает объем памяти.Курящие ученики не отдыхают на перемене, как все другие, так как сразу устремляются на перекур, подвергая головной мозг еще большему утомлению, но теперь уже от никотина.Результатом этого перекура является то, что ученик приходит на урок в не­рабочем состоянии.

     Никотин как никакой другой из интоксикантов задерживает рост ребенка. Положительных сторон у курения просто нет. Особенности подросткового возраста.Значительное внимание особенностям подросткового возраста и специфике подростковой наркозависимости уделяет в своем исследовании В.В. Паников (34, С. 46-49). По его мнению, особое значение в нравственном и социальном поведении подростков играют чувства. Они становятся преднамеренными и сильными (у младших школьников — импульсивные). Свои чувства подростки проявляют очень бурно, иногда аффективно. Особенно сильно проявляется гнев. Многие педагоги и психологи считают подростковый возраст периодом тяжелого кризиса. Это объясняет упрямство, эгоизм, замкнутость, уход в ce6sl, вспышки гнева. Подростковый возраст называют даже возрастом катастроф. Поэтому так важно бережно относиться к духовному миру подростков, прояв­ляемым ими чувствам.Исследования внутреннего мира подростков показывают, что одна из са­мых серьезных проблем среднего школьного возраста - несогласованность убеждений, моральных идей и понятий с одной стороны, с поступками, действиями, поведением - с другой. Намерения обычно благие, а поступки далеко невсегда благовидные.Нравственные идеалы и моральные убеждения подростков складываются под влиянием различных факторов и поэтому очень разнообразны. Наряду с положи­тельно ориентированными нравственными качествами встречается немало оши­бочных, незрелых и даже аморальных представлений. Подростки-мальчики склонны выбирать своими кумирами сильных, мужественных, смелых людей. Притягательными могут стать для них не только книжные пираты и разбойники, но и вполне земные местные хулиганы. Подражая им, подростки, сами того не по­нимая, переходят ту опасную грань, за которой смелость оборачивается жестоко­стью, независимость - подлостью, уважение к себе - насилием над другим.В подростковом возрасте происходят бурный рост и развитие всего орга­низма. Наблюдается усиленный рост тела в длину (у мальчиков за год прирост на 6-10 см., у девочек до 6-8 см.) Особенно интенсивно растут мальчики 15 лет (за два года прибавляют в росте 20-25 см. и девочки 13 лет. Продолжается про­цесс окостенения скелета, кости приобретают упругость и твердость. Значи­тельно возрастает сила мышц. Внутренние органы развиваются неравномерно, рост кровеносных сосудов отстает от роста сердца, что приводит к нарушению ритма его деятельности и учащению сердцебиения. Легочный аппарат развивает­ся недостаточно быстро, хотя жизненная сила (емкость) легких возрастает до 3400 куб. см. Дыхание подростка учащенное. Неравномерность физического развития детей среднего школьного возраста оказывает влияние на их поведение: они из­лишне жестикулируют, движения их порывисты, плохо координированы.Характерная особенность подросткового возраста— половое созревание ор­ганизма. У девочек оно начинается с 11 лет, у мальчиков несколько позже, с 12-13 лет. Половое созревание вносит серьезные изменения в жизнедеятель­ность организма, нарушает внутреннее равновесие, вызывает новые пережива­ния (7, 12, 16).В подростковом возрасте продолжается развитие нервной системы. Мозг подростка по весу и объему мало отличается от мозга взрослого человека. Воз­растает роль сознания, улучшается контроль коры головного мозга над ин­стинктами и эмоциями, однако процессы возбуждения все еще преобладают над процессами торможения, поэтому для подростков характерна повышеннаявозбудимость.Восприятие подростка более целенаправленно, планомерно и организованно, чем восприятие младшего школьника. Иногда оно отличается тонкостью и глубиной, а иногда, как заметили психологи, поражает своей поверхностно­стью. Определяющее значение имеет отношение подростка к наблюдательному объекту. Неумение связывать восприятие окружающей жизни с учебным мате­риалом — характерная особенность учеников среднего школьного возраста.

      Характерная черта внимания подростков — его специфическая избиратель­ность: интересные уроки или интересные дела очень увлекают подростков, и они могут долго сосредоточиваться на одном материале или явлении. Но легкаявозбудимость, интерес к необычному, яркому часто становится причиной не­произвольного переключения внимания, поэтому оправдывает себя такая орга­низация профилактической антинаркотической работы, когда у подростков нет ни желания, ни времени, ни возможности отвлекаться на посторонние дела.В подростковом возрасте происходят существенные сдвиги в мыслитель­ной деятельности. Мышление становится более систематизированным, после­довательным, зрелым. Улучшается способность к абстрактному мышлению, изменяется соотношение между конкретно-образным мышлением и абстракт­ным в пользу последнего. Мышление подростка приобретает новую черту -критичность. Подросток не опирается слепо на авторитет учителя или учебни­ка. Он стремится иметь свое мнение, склонен к спорам и возражениям. Подро­стковый возраст — наиболее благоприятный для развития творческого мышле­ния. Чтобы не упустить возможности сензитивного периода, нужно постепенно предлагать ученикам проблемные задачи, сравнивать, выделять главное, нахо­дить сходные и отличительные черты причинно-следственной зависимости.

      Личность подростка чрезвычайно сложна и уникальна. Ранняя профилакти­ка подростковой наркомании должна строится с учетом возрастных психолого-физиологических особенностей, своеобразия характера каждого подростка. В то же время можно найти сходные черты между группами подростков, что зна­чительно повышает эффективность профилактической работы педагога. За от­дельными, едва заметными проявлениями в поведении, реакциями на ситуацию важно увидеть настроение, желания, помыслы подростка. Задача изучения лич­ности наркозависимых подростков как раз и заключается в видении и обобще­нии указанных проявлений.Используя данные анонимного анкетирования, согласуя их с объективны­ми показаниями, была установлена структура злоупотребления психоактивны­ми средствами подростками, обучающимися в Центре психолого-педагоги­ческой реабилитации и коррекции г. Хабаровска. Курение табака отметили 95 %, из них 75 % выкуривают в день от 2-3 до 10 сигарет в день, а 25 % - бо­лее 10 сигарет в день. До 72 % употребляли ранее ПБХ, срок ингалирования со­ставлял 6 и более месяцев. Максимально засвидетельствованный срок - 3 года, причем около половины подростков - 56,4 % ингалировали ранее ежедневно, 33,3 % - через 1-2 дня, и только 10,3 % реже 60 %, при этом использовали бо­лее 1 тюбика в день, в среднем - 3 тюбика, максимально до 8-9 в сутки. В слу­чае употребления бензина количество его составляло 2-7 литров в сутки.Алкоголь употребляли 85 %, из них 74 % употребляли крепкие спиртные напитки, пиво и вино, а 26 % только пиво. При этом 60 % злоупотребляющих достигали выраженной степени опьянения, а 35 % с потерей самоконтроля. Около 37 % выпивали более 500 мл. водки за разовый прием.Курение конопли подтвердили 74 % подростков, из них 80 % признали ее наркотиком, другие 20 % не считают таковым. Из курящих гашиш частота куре­ния до 1-2 раза в неделю составила 30 %, чаще, вплоть до ежедневного - 30 % наэпизодические и разовые курения пришлось 40 %, причем более чем 2-х летнее знакомство с коноплей с посезонными пиками активности отметили - 46 %.Внутривенные наркотики (опий, обработанный уксусным ангидритом) употребляли 6,5 % - 4 человека. С эпизодической частотой — 3 человека в со­стоянии нестойкой ремиссии со сформированной физической и психической зависимостью - 1 человек.Употребление таблетированных средств отметили 33 %, среди них 7,5 с суицидальными и демонстративными намерениями. Из употребляемых называ­лись тарен - 44 % случаев, димедрол или другие антигистаминные - 33 %, транквилизаторы - в 23 % случаев. (39, С. 12-13).В настоящее время проблема личности наркозависимых подростков приоб­рела особую актуальность, и это предопределено, прежде всего, тем, что без на­учного познания тех, кто потребляет наркотики, невозможно осуществлять раннюю профилактику подростковой наркомании в целом.Ниже мы подробнее рассмотрим основные характеристики личности подро­стков. Социально-демографическая   характеристика   личности   подростков.Социально-демографические показатели подростков (возраст, пол, социальное и семейное положение, место проживания) представлены по результатам ис­следования, проводившегося среди воспитанников Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции г. Хабаровска.

     Анализ возрастных сроков приобщения исследованных подростков к деривирующим веществам показал, что табачные изделия они начинают курить с 6 лет, с пиком приобщения в 7—8 лет, а затем равномерным плато приобщения на последующий возраст до 16 лет.Препараты бытовой химии ингалируют с 7 лет с максимальной степенью приобщения в 11 лет, со спадом активности к 13 годам.Алкогольные напитки употребляют с 5—6 летнего возраста с массивным приобщением в 10-12 лег.Препараты конопли пробовали с 7—8 лет с максимальной степенью знаком­ства в 12-13 лет.Из причин злоупотребления ПАВ (психоактивных веществ)  подростки отметили:- за компанию, для приобщения к подростковой группе сверстников, из чувства любопытства— 50 %-для снятия нервного напряжения и нормализации настроения -42 %- с суицидальными и демонстративными намерениями - 7,5 %Средний возраст потребителей наркотических и токсических препаратов эпизодически или постоянно составляет 14 лет.Из опрошенных подростков 30 % - девочки и, соответственно 70 % — маль­чики.По возрасту распределились следующим образом: до 12 лет- мальчики - 13 % , девочки - 10 % ;до 13 лет - мальчики - 30 %, девочки - 25 %;до 14 лет - мальчики - 32 %, девочки - 30 %;до 15 лет - мальчики - 25 %, девочки - 35 % .По данным Центра социологических исследований Минобразования РФ, существует серьезная зависимость между характером социальной среды и от­ношением подростков и молодежи к наркотическим средствам. Из результатов опроса следует, что плохое материальное положение семьи стимулирует подро­стков к потреблению наркотических веществ. Среди пробовавших или потреб­ляющих наркотические средства и психоактивные вещества доля подростков и молодежи из бедных семей и живущих на грани нищеты составляет 71 %, а из семей со средним и высоким достатком — 29 %. Доля наркозависимых самая высокая в бедных семьях - в 2,5 раза выше, чем в семьях с материальным дос­татком (см. таблицу). (17, С. 41).      ТаблицаЧастота потребления наркотических средств и психоактивныхвеществ подростками и молодежью в зависимости от материальногоположения семьи, % 

  Падение жизненного уровня большой части населения, ухудшение крими­ногенной ситуации — основные причины кризисных явлений во многих россий­ских семьях, утративших свой социализирующий потенциал, воспитательную роль, не способных препятствовать приобщению детей к потреблению психо­активных веществ и «выталкивающих» их на улицу.Данные различных социологических исследований свидетельствуют, что семейное неблагополучие способствует наркотизации. Семья, первый инстру­мент социализации, считается самым важным криминогенным фактором, что показывают наблюдения и исследования, проведенные среди воспитанников Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции г. Хабаровска:- для 48 % опрошенных семья - пример для подражания негативным об­разцам;в 43 % случаях родительская власть, карательные методы воспитания вы­зывают нервные расстройства у детей;50 % показывают дефицит родительской любви - подросток испытывает серьезный недостаток эмоционального общения, что связывает его с крими­нальным окружением;17 % детей испытывают серьезное эмоциональное отторжение в семье -«ни на что не способен», «уродлив» и т.д.;у 35 % - неудовлетворительные эмоциональные отклонения, двойствен­ность родителей (любовь и невыраженная агрессивность) вызывают   чувство сильной тревоги и беззащитности.По данным социальной службы Центра психолого-педагогической реабили­тации и коррекции г. Хабаровска, из 120 обучающихся в Центре подростков:83 - из неполных семей, из них:45 - воспитываются матерями-одиночками,10 - воспитываются отцами-одиночками;19 - из многодетных семей;4    - воспитанники детских домов;3     - опекаемые дети;36 - подростки, имеющие судимых среди родителей и близких родственни­ков;62 - имеющие пьющих родителей;9 - родители-инвалиды;32 - безработные родители;118 - семей относятся к категории остронуждающихся, в этих семьях ро­дители в силу своего асоциального поведения часто меняют место работы, или работают временно. Все воспитанники Центра проживают в городе, где по сравнению с сель­ской местностью более доступно изготовление и приобретение наркотических средств, менее высока степень риска быть привлеченным к ответственности, значительно распространены точки сбыта наркотиков, незначителен рост цен на них. Социально-биологическая характеристика.

      Всего обследовано - 289 воспитанников Центра, потреблявших психоак­тивные вещества, и изучены их медицинские карты.Имеют в анамнезе патологию центральной нервной системы 82 %, из кото­рых органическое поражение головного мозга составляет 78 % (предродовые, в родах и послеродовые повреждения головного мозга). К ним привели: токсико­зы беременности, алкоголизация и наркотизация беременной женщины, асфик­сии и гипоксии в родах, перенесенные ребенком тяжелые соматические заболе­вания, или нейроинфекции в первые три года жизни больного (пневмонии, грипп, менингиты, ОРВИ), перенесенные учащимся в первые 7 лет сотрясения головного мозга разной степени тяжести - 4 %.В раннем возрасте такие дети отмечались капризностью, плаксивостью, не­редко путали «день-ночь», т.е. днем больше спали, а ночью капризничали, вер­телись в кроватке, были беспокойными, укладывали их спать в одном положе­нии, а через 0,5-1 час вся постель «верх дном». Вяло брали грудь. Позже появ­лялась фразовая речь у таких детей.Усвоение школьного материала было затруднено, что приводило к школь­ной дезадаптации (прогулы, уходы из дому, асоциальные компании). В чертах характера: упрямство, негативизм, лживость, отсутствие или сла­бость волевых усилий. Состояние здоровья: соматически ослаблены, относятся к группе часто болеющих детей. Отвлекаемы, неусидчивы, обидчивы, легко дают отказные реакции и подчиняемы асоциальному влиянию. Лучше адапти­ровались среди детей младших по возрасту, где могли себя самореализовать и утвердить, в противном случае одним из способов утверждения были алкого­лизация, наркотизация личности.Когда подросток перестает употреблять непосредственно сами наркотики, наступает наркотическое голодание. Эти вещества активно включаются в био­химический обмен веществ в человеческом организме и при прекращении их употребления вызывают целый ряд отрицательных физических ощущений и эмоций, зачастую труднопереносимых. Неприятные ощущения и переживания могут быть вызваны, кстати, и положительными эмоциями или действиями. Например, когда человеку хорошо, он смеется, в душе «царит веселье», притом его организм вырабатывает особые вещества эндорфины, которые по характеру своего воздействия сходны с морфинами-алкалоидами опийного мака. Другими словами - эндорфины воздействуют на организм как своего рода слабые нар­котики. В случае резкого, внезапного прекращения веселья, или как результат его особо длительного протекания человеческий организм прекращает выраба­тывать эндофины и может наступить реакция «голодания» на них. У человека резко портится настроение, он начинает ощущать неприятные переживания. Какую-то пустоту внутри себя непонятную тоску, общий спад жизненного то­нуса и т.п.Суть этого феномена личности подростка понятна - фактически все при­вычки сильно биологизированы. Социально-психологическая характеристика определяется основными элементами характера (эмоциональность, активность и т. д.) и основными свой­ствами характера.Проведя анализ личности подростков, обращаем внимание в первую оче­редь на возрастные особенности. Ученые утверждают, что в силу своих психо­логических особенностей подростки предрасположены к наркотизации. Ими руководят стремления высвободиться из-под контроля (эмансипация), испытать то, что раньше не дозволялось (это норма поведения); реакция движения - это гоже норма поведения. Однако в настоящее время она значительно извращена.

Профилактика

Поиск
Друзья сайтаМинистерство обороны Российской Федерации

Copyright Садрисламов Рустам © 2017 Создать бесплатный сайт с uCoz