Армия России
Разработчик сайта, Садрисламов Рустам, приветствуют жюри конкурса "Лучший образовательный сайт-2011"
Меню сайта
Статистика
Форма входа

Фрегат пр.11540 "Неустрашимый". Фото "Военный Парад"

История создания

Фрегат \\\

Для устранения отставания отечественных сторожевых кораблей (СКР) морской зоны от зарубежных кораблей аналогичного класса в 1 ЦНИИ МО в середине 1970-х гг. группа специалистов под руководством капитана 3 ранга В.П. Кузина начала работы по исследованию перспективного многоцелевого сторожевого корабля. Параллельно в Зеленодольском ПКБ под руководством Л.Ф. Федосеева велись работы по созданию малого противолодочного корабля (МПК) пр. 1154 «Ястреб», который представлял собой развитие МПК пр.1124. Его главный конструктор Н.А. Яковлевский поддержал предложение 1 ЦНИИ МО по переработке этого проекта и создания многоцелевого СКР, не уступающего по своим боевым возможностям лучшим зарубежным кораблям класса фрегат.

Расширение круга решаемых задач и вооружения привели к росту водоизмещения и снижению скорости хода до 27-28 узлов (в эскизном проекте 1975 г. полное водоизмещение составляло 1500 т, в техническом проекте 1976 г. - 1700 т, в корректированном техпроекте 1979 г. - около 2000 т, а в варианте с вертолетом – 2500 т). Работы возглавил главный конструктор Н.А. Яковлевский. В итоге корабль пр.1154 приблизился по водоизмещению к СКР пр.1135. В 1981 г. разрабатывается новое ТТЗ Зеленодольскому ПКБ на пр.11540 под шифром "Ястреб", а 1982 г. состоялось решение Минсудпрома и ВМФ о его дальнейшей разработки по новому заданию в виде СКР пр.1135 и 11351. В результате это стал многоцелевой СКР, способный вести противолодочную, противовоздушную и противокорабельную оборону соединений кораблей, конвоев и десантных отрядов. В октябре 1981 г. в связи с добавлением ПКРК "Уран" водоизмещение проектируемого корабля увеличивается до 3,5 тыс. т.

Разработка пр.11540 потребовала проведения ряда специальных НИОКР, в том числе по снижению уровня подводного шума, обеспечению мореходных качеств и хорошей управляемости. В процессе проектирования менялась компоновка корабля и состав вооружения, силовая установка. Постепенно стандартное водоизмещение корабля достигло 3 200 т, что отрицательно сказалось на возможности строительства корабля большой серией. Вначале планировалось построить не менее 70 единиц на 7 заводах страны.

Фрегат "Неустрашимый" в боевом походе. Фото www.navsource.narod.ru

Головной фрегат "Неустрашимый" построен на судостроительном заводе "Янтарь" в г. Калининграде в 1991 г., в состав ВМФ России окончательно вошел в 1993 г. Здесь же были заложены в 1991 г. ("Ярослав Мудрый", по некоторым данным "Неприступный") и 1993 г. ("Туман") еще два корабля. Один из них вероятно будет достроен, а корпус второго утилизирован. По состоянию на 1988 г. "Неустрашимый" стоил 80 млн. руб.

Корабль пр.11540 стал дальнейшим развитием СКР пр.1135 и является первым российским универсальным кораблем охраны, построенным с применением малоотражающих материалов. По состоянию на 2005 г. находился в составе Балтийского флота.

Фрегат "Неустрашимый", пр.11540

Назначение

Многоцелевой корабль пр.11540 "Неустрашимый" предназначен для поиска и уничтожения подводных лодок, обеспечения противокорабельной и противолодочной обороны боевых кораблей и судов в море, нанесение ударов по кораблям и судам в море и базах, поддержки боевых действий сухопутных войск, обеспечения высадки морских десантов и решения других задач.

Водоизмещение полное 4250 т, стандартное 3590 т; длина 130 м, ширина 15,6 м, осадка 8,35 м. Дальность плавания 2900 миль. Экипаж 210 человек, в том числе 35 офицеров

Конструктивные особенности

Корпус корабля полубачный, с продленным полубаком и носовым бульбом, в котором размещается антенна гидроакустического комплекса (ГАК). Водонепроницаемыми переборками разбит на 12 отсеков. Корабль имеет две мачты и две дымовые трубы. Корпус и надстройка стальные. Создан с использованием технологий по снижению акустической заметности, имеет защиту от оружия массового уничтожения. Улучшению мореходности способствуют успокоители качки с выдвижными рулями, а также скуловые кили. Предусмотрены устройства для принятия в море с судов снабжения жидких и сухих грузов.

 

Главная энергетическая установка

В качестве главной энергетической установки (ГЭУ) используется двухвальная газо-газотурбинная установка (ГГТУ) типа COGAG. Она состоит из 2-х форсажных газотурбинных двигателей (ГТД) и 2-х маршевых ГТД, работающих через сложные редукторы на два винта фиксированного шага (ВФШ).

Мощность ГТУ 2x20000 л.с. (маршевая) и 2x37000 л.с. (форсажная); скорость полного (экономического) хода более 31 (18) узлов.

Вооружение

Управляемое ракетное оружие (УРО) неустановленно. Зарезервировано место для размещения противокорабельных ракет (ПКР) "Уран" (ракеты К-35 с инерциальной системой управления).

Для борьбы с подводными лодками корабль оснащен противолодочным ракето-торпедным комплексом (ПЛРК) "Водопад-НК" (боезапас 6 ракет с дальностью стрельбы до 120 км). Он представляет собой две трехтрубные горизонтальные пусковые установки, установленные по каждому борту в направлении носовой части корабля с фиксированным углом подъема около 20 град., обеспечивающим управление ракетой в полете и активной радиолокационной головкой наведения.

 

Неподвижная противолодочная реактивная бомбометная установка РБУ-6000. Фото А. Соколов

Неподвижная противолодочная реактивная бомбометная установка РБУ-6000 из 12 радиально размещенных труб является частью системы противолодочной обороны "Смерч-2" и установлена на верхней палубе за ПУ комплекса "Кинжал". Данные для стрельбы поступают от системы управления огнем "Буря". Боезапас из 96 ракет размещен под пусковой установкой и автоматически заряжаются через элеватор. Переключение ПУ из пускового режима в режим заряжания и обратно происходит автоматически. Максимальная дальность стрельбы составляет 6000 м, максимальная глубина цели - 500 м.

Пуск ракеты ЗРК "Клинок". Фото МНИИРЭ "Альтаир"

Основное средство борьбы с воздушными целями – зенитный ракетный комплекс "Кинжал" ("Клинок") с 32 ракетами, размещенных в вертикальной пусковой установке. Он обеспечивает защиту корабля от противокорабельных ракет, беспилотных и пилотируемых летательных аппаратов, кораблей противника, а также оружия берегового базирования. Четыре модуля вертикального пуска установлены в носовой части корабля за корабельным 100 мм орудием. Боекомплект ЗРК составляет 32 ракеты.

Для уничтожения низколетящих целей могут быть использованы 2 боевых модуля зенитного ракетно-артиллерийского комплекса "Кортик".

АК-130.

Артиллерийское вооружение представлено 100 мм артиллерийскими установками АК-100 с РЛС управления МР-145 "Лев" (боезапас 350 снарядов) установлена в носовой части корабля и предназначена для уничтожения воздушных, морских и береговых целей, включая противокорабельные ракеты. Разработана КБ "Аметист" (г. Москва), "Арсенал" и Промышленной ассоциацией (г. Санкт-Петербург).

 

Для обстрела целей может быть использован артиллерийский канал с 30-мм установками ЗРАК "Кортик" (боекомплект 64 ЗУР и 600 выстрелов). "Кортик" обеспечивает оборону от высокоточного оружия, включая противокорабельные, противорадиолокационные ракеты, авиабомбы, самолеты и небольшие морские суда.

Колрабельный ЗРАК "Кортик"

В интересах защиты корабля от оружия с тепловыми головками самонаведения он оснащен восемью десятитрубными пусковыми установками ПК-10 для стрельбы 120 мм снарядами тепловых помех, а с радиолокационными и оптическими головками самонаведения двумя 16-трубными 82- мм установками ПК-16. Дальность стрельбы от 200 до 1 800 метров.

Для ведения воздушной разведки на корабле имеется ангар с противолодочным вертолетом Ка-27.

В составе радиоэлектронного вооружения имеется боевая информационно-управляющая система "Трон" и гидроакустический комплекс "Звезда-1" с носовой антенной в бульбе и буксируемой антенной переменной глубины, радиолокационные станции обнаружения воздушных целей "Фрегат-М2" с фазированной антенной решеткой и "Позитив".

Знаменательные даты

В сентябре-октябре 1994 г. корабль участвовал в совместных учениях с ВМС стран НАТО.

В июне 1995 г. нанес официальный визит в г. Киль (Германия), где участвовал в торжествах по случаю 100-летия Кильского канала.

В 1994 г. завоевал приз ГК ВМФ по противолодочной подготовке (в составе КПУГ), в 1996, 1997 и 1998 гг. - призы по зенитной подготовке, в 1997, 1998 и 1999 гг. - призы по артподготовке (в составе КУГ).

Корабль пр.11541 "Корсар"

Модификации

Пр.11540 "Ястреб" - базовый серийный проект (1990 г.).

 

Пр.11541 "Корсар" - проект экспортного СКР с незначительными изменениями. Разработан в 1990-х гг. Зеленодольским ПКБ. При максимальном сохранении базовой конструкции корабля предполагалось:

установить новые образцы радиоэлектронного вооружения в экспортном исполнении (в т.ч. БИУС "Сигма-Э", 3-координатную РЛС "Фрегат-МАЭ", систему управления ПКРК "Монумент-Э", ГАК "Заря-МЭ", средства РЭБ МП-407Э или ТК-25Э, комплексы связи "Буран-6Э" и "Муссон", систему госопознавания 67-Р, навигационный комплекс МК-54ИС с цифровым картографированием);

заменить АУ на более лёгкую 100-мм А-190 "Универсал", ПКРК "Уран" на "Яхонт" (дальность 300 км) или другой комплекс по желанию закзчика;

установить противолодочные комплексы РПК-8Э и "Калибр", ЗРАК "Каштан" или "Пальма", установку противодиверсионных гранатометов ДП-65;

разместить вертолет Ка-28 или Ка-31, а также улучшить условия обитаемости.

Поиск
Друзья сайтаМинистерство обороны Российской Федерации

Copyright Садрисламов Рустам © 2024 Создать бесплатный сайт с uCoz