Армия России
Разработчик сайта, Садрисламов Рустам, приветствуют жюри конкурса "Лучший образовательный сайт-2011"
Меню сайта
Статистика
Форма входа
МиГ-31
Истребитель-перехватчик дальнего действия, решающий задачи борьбы с различными типами целей на дальних рубежах

МиГ-31. Фото А. Соколов

История создания
Основными причинами создания сверхзвукового всепогодного истребителя-перехватчика дальнего действия МиГ-31 явилась разработка и принятие на вооружение в США стратегических крылатых ракет (СКР), бомбардировщика средней дальности FB-111, способного действовать на предельно малой высоте в режиме огибания рельефа местности, а также начало работ над стратегическим многорежимным самолетом AMSA - прообразом самолета В-1. В отличие от своих предшественников новый самолет, шедший на смену Ту-128, рассматривался как тяжелый барражирующий истребитель-перехватчик, способный автономно вести эффективную борьбу с СКР и другими целями в широком диапазоне высот в автоматическом режиме. Исследования по его созданию в 60 гг. начали ОКБ Микояна, Яковлева и Туполева. В начале 70 гг. приоритет был отдан проекту глубокой модернизации истребителя-перехватчика МиГ-25П с системой «Заслон».

Самолет, по постановлению СМ СССР от 24.05.1968 г., проектировался в трех вариантах - истребитель-перехватчик Е-155МП в составе авиационного всевысотного комплекса перехвата воздушных целей (С-155М), фронтового разведчика-бомбардировщика Е-155МРБ и разведчика E-155MP. Начало совместных государственных испытаний планировалось в 4 квартале 1971 г. В 1971 г. окончательно была утверждена компоновочная схема, представляющая собой глубокую модернизацию истребителя-перехватчика МиГ-25П. Она отличалась неподвижным трапециевидным крылом, двухместной кабиной экипажа, двумя турбореактивными двухконтурными двигателями форсажными (ТРДДФ) Д-30-Ф-36 (Пермское МКБ, главный конструктор П.А.Соловьев) и конформной подвеской ракет большого радиуса действия. Полномасштабное проектирование самолета Е-155МП началось в 1972 г. на основе проекта 518-55 (Генеральный конструктор Р.А.Беляков). В создание нового самолета большой вклад внесли В.А. Архипов, Г.Е. Лозино-Лозинский (главный конструктор с 1976 г.), К.К. Васильченко (в 1978-1985 гг. возглавил работы), А.А. Белосвет и Э.К. Кострубский, который поочередно были руководителями темы.

МиГ-31. Первый серийный самолет. Фото www.airwar.ru

В тактико-технических требованиях к новому самолету был сделан на увеличение дальности полета и времени барражирования, скоростные и высотные характеристики, по сравнению с прототипом, остались без изменений. Истребитель должен был иметь рубеж перехвата 700 км при полете с крейсерской скоростью 2500 км/ч (М=2,35) и 1200 км - на дозвуковой скорости. Первый опытный истребитель (Е-155МП-831) был построен весной 1975 г. на ММЗ «Зенит» и 16 сентября под управлением летчика-испытателя А.В. Федотова совершил первый полет. В мае 1976 г. с аэродрома ЛИИ в воздух поднялся второй прототип (Е-155МП-832) под управлением П.М. Остапенко. Летом 1977 г. на заводе в Горьком были изготовлены 2 самолета (заводские номера 0101 и 0102) первой, затем 3 (0201, 0202, 0203) и 6 самолетов второй и третьей установочных партий. Самолет с бортовым номером 305 из третьей установочной партии стал эталоном для серийного производства истребителей под наименованием МиГ-31, которое началось после завершения первого этапа государственных испытаний в 1979 г.

Первые полеты истребителя-перехватчика с установленной на нем РЛС с фазированной антенной решеткой (ФАР, Б1.01) начались в 1976 г., а 15.02.1978 г. состоялся первый полет с обнаружением и сопровождением 10 воздушных целей. Госиспытания полностью завершились осенью 1980 г., когда первые серийные самолеты уже начали поступать в строевые части авиации войск ПВО. Самолет МиГ-31 с системой управления вооружением (СУВ) «Заслон» официально был принят на вооружение авиации ПВО в 1981 г., а в сентябре 1983 г. новые перехватчики начали боевое дежурство на Дальнем Востоке (аэродром «Сокол», остров Сахалин). Всего было построено более 500 самолетов МиГ-31 различных модификаций, серийное производство которых прекратилось в 1994 г.

Посадка МиГ-31 на ВПП в Жуковском. Фото А. Соколов

Назначение
Двухместный всепогодный истребитель-перехватчик дальнего действия МиГ-31 предназначен для перехвата и уничтожения воздушных целей, действующих в диапазоне от предельно малых до больших высот, днём и ночью в условиях применения противником радиолокационных (активных, пассивных) и тепловых помех. В автономном режиме он способен длительно патрулировать зону ответственности и поражать малоразмерные крылатые ракеты, вертолеты, высотные сверхзвуковые самолеты и другие типы целей в задней и передней полусферах, группа из 4 самолётов МиГ-31 обеспечивает контроль воздушного пространства на фронте 800-900 км., а также в качестве самолета-лидера.

МиГ-31 на аэродроме Кубинка. Фото А. Соколов

Особенности
Самолет МиГ-31 - первый советский боевой самолет четвертого поколения, который и в настоящее время по скоростным и высотным характеристикам не имеет мировых аналогов в своем классе. До последнего времени это был единственный серийный самолет, оснащенный бортовой РЛС с ФАР и, наряду с американским палубным истребителем F-14, ракетами класса «воздух-воздух» большой дальности действия. В нем реализована возможность борьбы с массированно применяемыми самолетами и КР противника, возможен сверхзвуковой рубеж перехвата воздушных целей при посадке на аэродроме вылета. Самолет может выполнять боевые задачи в автономном режиме во взаимодействии с наземной автоматизированной цифровой системой управления с дистанционным наведением или при координатной поддержке (полуавтономные действия), а также в составе группы из четырех самолетов-истребителей (однотипных или типа МиГ-23, МиГ-25, МиГ-29, Су-27, Су-15) с автоматическим обменом цифровой информацией между ними на удалении до 200 км друг от друга и наведением на цель самолетов с менее мощным БРЭО, выполняя роль пункта наведения. Группа из четырех МиГ-31 способна контролировать воздушное пространство протяженностью по фронту 800 - 900 км или действовать в боевом порядке с целью кругового обзора воздушного пространства.

МиГ-31 от самолета-перехватчика МиГ-25П отличается, в первую очередь, измененной конструкцией крыла, увеличенной емкостью топливной системы и использованием крупногабаритных подвесных топливных баков, а также меньшей долей использования в конструкции планера нержавеющей стали. Перехватчик МиГ-31 выполнен по нормальной аэродинамической схеме с высокорасположенным трапециевидным крылом, стреловидным двухкилевым вертикальным и цельноповоротным горизонтальным оперением. Планер самолета выполнен из различных материалов (50% - нержавеющая сталь, 16% - титан, 33% - алюминиевые сплавы, 1% - другие материалы).

Серийный МиГ-31 в полете. Фото www.airwar.ru

Носовая часть фюзеляжа монококковой конструкции из алюминиевых сплавов с радиопрозрачным обтекателем РЛС включает отсек радиоэлектронного оборудования, герметичную кабину экипажа с двумя катапультируемыми креслами К-36ДМ и закабинный отсек оборудования. В передней части кабины размещается летчик, за ним тандемом во второй части - штурман-оператор. Кабины разделены между собой прозрачной герметичной перегородкой и оснащены открывающимися вверх-назад подвижными фонарями, а задняя – выдвижным перископом, обеспечивающего улучшение обзора передней полусферы штурману при взлете и посадке (на МиГ-31M и более поздних модификациях перископ не устанавливался). Остекление боковых поверхностей фонаря выполнено из термостойкого оргстекла толщиной 10 мм, козырек фонаря кабины – из триплекса с электропроводным слоем против обледенения. В отсеках под кабиной находятся блоки прицельно-навигационного комплекса, аппаратуры радиосвязи и агрегаты электрической системы. Снизу передней части оборудована ниша для носовой опоры шасси. На модернизированных самолетах слева перед кабиной размещена убираемая Г-образная топливозаправочная штанга.


Сварная средняя часть фюзеляжа МиГ-31, как и на МиГ-25, является основным силовым элементом планера, воспринимающим большую часть нагрузок, в которой на размещены 7 топливных баков. По ее верхней поверхности проходят тросы и жесткие тяги механической системы управления, прикрытые гартгротом, а по бокам расположены регулируемые воздухозаборники прямоугольного сечения на входе. Количество поступающего воздуха, в зависимости от высоты и скорости полета, регулируется автоматически нижними створками и верхним горизонтальным клином.

В хвостовой части расположены вертикальное и горизонтальное оперение, контейнер для двух крестообразных тормозных парашютов (общая площадь 50 кв.м.) и форсажные камеры двигателей, а также некоторые агрегаты системы управления, топливной и гидравлической систем (в 3 теплоизолированных отсеках). Хвостовое оперение состоит из двух вертикальных килей (угол развала 8 град. к плоскости симметрии самолета), цельноповоротного стабилизатора и двух подфюзеляжных аэродинамических гребней (угол развала 12 град.). Кили с рулями направления идентичны друг другу и отличаются расположением радиопрозрачных обтекателей антенн.

Шасси самолета - трехопорное, гидравлически убираемое, с оснащенными тормозами колесами. Колея шасси - 3,64 м, база шасси - 7,11 м. На стойке передней двухколесной опоры (колеса 660х200 мм), убираемой назад по полету, установлен грязеотбойный щиток для снижения вероятности попадания при взлете и посадке посторонних предметов в воздухозаборник. Основные опоры шасси, убираемые против полета, оснащены тележками с двумя колесами (950х300 мм) каждая. Заднее колесо относительно переднего смещено к внешней стороне относительно продольной оси тележки, что снижает нагрузку на покрытие и позволяет эксплуатировать самолет с грунтовых взлетно-посадочных полос. Передние створки ниш основных опор используются в качестве воздушных тормозов.

Трехлонжеронное трапецевидное крыло с наплывами в корневой части и углом стреловидности по передней кромке в 41 град. оснащено аэродинамическими гребнями на верхней поверхности каждой консоли, щелевыми закрылками, элеронами и четырехсекционными отклоняемыми носками. Консоли цельноповоротного горизонтального оперения отклоняются синхронно по тангажу и дифференциально по крену. Углы отклонения элеронов 20 град., закрылков - 30 град., носков - 13 град. На нижней поверхности плоскостей, крепящихся к фюзеляжу в 6 точках каждая, имеются точки подвески пилонов, возможна установка двух пилонов под каждой плоскостью.

Двигатель Д-30Ф6 самолета МиГ-31. Фото www.airwar.ru

Силовая установка
Силовая установка истребителя-перехватчика МиГ-31 включает два модифицированных высокоэкономичных турбореактивных двухконтурных двигателя форсажных (ТРДДФ) Д-30Ф6 (2х9500/15500, ОАО «Авиадвигатель, г. Пермь) с внутренним запасом топлива общей массой 16350 кг, размещенного в 7 фюзеляжных, 4 крыльевых и 2 килевых баках. На подкрыльевых узлах возможна подвеска двух подвесных топливных баков по 2500 л. Заправка топливом - централизованная. Самолеты более позднего выпуска оснащены убирающейся Г-образной штангой-топливоприемником системы дозаправки в полете. Двигатели имеют смешение потоков наружного и внутреннего контуров за турбиной, форсажную камеру и регулируемое всережимное сопло створчатой конструкции, пятиступенчатый компрессор низкого давления, десятиступенчатый компрессор высокого давления, трубчато-кольцевую камеру сгорания, двухступенчатые турбины высокого и низкого давления. Форсажная камера снабжена кольцами для стабильности горения, а сверхзвуковое сопло в расширяющейся части - специальными пластинчатыми клапанами для впуска воздуха и устранения пульсаций давления в выхлопной струе газов.

Кабина пилота МиГ-31. Фото www.airwar.ru

Оборудование
Система управления вооружением (СУВ) «Заслон» (РП-31) включает радиолокационную станцию БРЛС-8Б с ФАР, убирающийся в полете теплопеленгатор 8ТК, прицельно-пилотажный индикатор ППИ-70В, запросчик опознавания государственной принадлежности. РЛС обеспечивает обнаружение (автосопровождение 10 целей) воздушных целей типа «истребитель» на дальности до 180 км (120 км), на МиГ-31ДМ - до 320 км, в зоне 70 град. и +70 - -60 град. по азимуту и углу места соответственно. Бортовой вычислитель позволяет одновременно наводить ракеты класса «воздух-воздух» Р-33 (Р-33С) большой дальности на четыре наиболее важные цели. Теплопеленгатор 8ТК под носовой частью фюзеляжа сопряжен с РЛС и обеспечивает в пассивном режиме обнаружение целей на дальности до 50 км в горизонтальном (вертикальном) 60 (+6 - -13) град. секторе, а также выдачу целеуказания ракетам с тепловыми головками самонаведения.

Кабина штурмана самолета МиГ-31. Фото www.airwar.ru

Пилотажно-навигационное оборудование - система автоматического управления (САУ-155МП) и навигационный комплекс КН-25 (две инерциальные системы ИС-1-72А, цифровой вычислитель «Маневр», радиотехнические системы «Радикал-НП» и «Квиток-2» ближней и дальней навигации соответственно). Радионавигационное оборудование (системы «Тропик» и «Маршрут», аналоги систем «Лоран» и «Омега» соответственно) обеспечивают автоматический вывод самолета с точностью 0,13-4 км практически в любую точку земного шара.

Самолет оснащен средствами радиоэлектронной борьбы в радиолокационном и инфракрасном диапазонах, радиосредствами (радиостанции Р-862 и Р-864 УКВ и КВ диапазонов), цифровой помехозащищенной аппаратурой АПД-518, регистратором полетных данных «Тестер-УЗЛ», речевым информатором П-591, приемником управления воздушным движением ТАК-69, автоматическим радиокомпасом АРК-15, маркерным радиоприемником МРП-66, радиовысотомером РВ-15, регистратором переговоров в кабине экипажа МС-61, приемником предупреждения о радиолокационном облучении СПО-15СЛ и другим оборудованием.

Ракеты большой дальности Р-33 под фюзеляжем МиГ-31. Фото А. Соколов

Вооружение
Пушечное – стационарная (в обтекателе с правого борта фюзеляжа) шестиствольная 23-мм автоматическая пушка ГШ-6-23М (боекомплект 260 снарядов, скорострельность - 6000 выстрелов/мин).

Ракетное – 4 УР «в-в» большой дальности Р-33 (Р-33С) тандемного полуутопленного расположения на пусковых устройствах АКУ-410 на нижней поверхности средней части фюзеляжа (масса 480 кг, масса БЧ 47 кг, дальность пуска в переднюю полусферу - 120 км, высота применения - 0,025-28 км); 2 УР «в-в» Р-40 средней дальности с радиолокационными или тепловыми головками самонаведения на подкрыльевых пилонах дальность пуска в переднюю полусферу 50 км, высота применения 0,05-30 км) или 4 УР «в-в» ближнего боя типа Р-60 (дальность пуска в переднюю полусферу 0,2-8 км, высота применения 0,03-20 км). Максимальная боевая нагрузка массой до 3000 кг может размещаться на 8 узлах внешней подвески.

МиГ-31БС. Фото www.testpilot.ru

Модификации
МиГ-31Б - дальний сверхзвуковой истребитель-перехватчик. Создан после передачи западным спецслужбам гражданином А. Толкачевым информации о системе вооружения самолета. Отличается усовершенствованной системой управления вооружением «Заслон-А», наличием системы дозаправки топливом в воздухе, новыми режимами передачи информации, модернизированным навигационным вычислителем, обеспечившего ввод в состав бортового оборудования самолета систем дальней радионавигации и космической навигации, повысивших надежность самолетовождения в высоких широтах. Самолет может использовать доработанные ракеты Р-33С. Ракетное вооружение дополнено ракетами средней дальности Р-40ТД и ближнего боя Р-60. За счет улучшенного БРЭО и новых ракет возможности самолета возросли в 1,3-2,5 раза. Производство этой модификации самолета началось на авиазаводе «Сокол» (г.Горький) в конце 1990 - начале 1991 г.

МиГ-31БС – доработанный до уровня МиГ-31Б ранее выпущенный МиГ-31 без системы дозаправки топливом в полете.

МиГ-31М. Фото www.testpilot.ru

МиГ-31М – глубокая модернизация серийного истребителя-перехватчика МиГ-31, оснащенного улучшенными БРЭО, двигателем и вооружением. Работы по его созданию были начаты в 1984 г., первый полет состоялся в декабре 1985 г., продемонстрирован зимой руководителям стран СНГ в Мочулищах (Белоруссия). От базовой машины отличается: более совершенной модификацией РЛС «Заслон-М» с существенно увеличенной дальностью обнаружения (до 320 км) и количеством обнаруживаемых и сопровождаемых (до 24) целей, возможностью одновременного применения ракет (Р-37 с большей дальностью пуска и ракет средней дальности типа РВВ-АЕ в качестве дополнительного вооружения) по 6 целям на дальности более 300 км, системой спутниковой навигации, модернизированными двигателями Д-30Ф-6М, интерьером кабины штурмана-оператора, увеличенным запасом топлива во внутренних баках, наличием системы дозаправки топливом в полете, оборудование индивидуальной защиты и радиоэлектронного противодействия объединено в бортовой комплекс обороны, обеспечена возможность применения станций активных помех.

Вместо убирающегося теплопеленгатора был установлен оптиколокационный комплекс с ИК- и лазерным каналами (оптическая головка размещена перед козырьком кабины летчика). В связи с увеличенным диаметром антенны РЛС был увеличен обтекатель с отклоненной вниз на 7 град. носовой частью. При сохранении скоростных и высотных характеристик максимальная взлетная масса МиГ-31М стала 52000 кг, что потребовало установки более мощных двигателей Д-30Ф-6М. На концах крыла были размещены контейнеры с оборудованием электронной разведки. Штанга дозаправки топлива в полете перенесена на правый борт, увеличен обтекатель тормозного парашюта и изменено шасси с носовым колесом. Во второй половине 80 гг. была построена установочная партия МиГ-31М из 6 опытных самолетов. Однако из-за сложного финансового положения в стране самолет МиГ-31М серийно не выпускался, но отработанные на нем решения были использованы при создании других вариантов, в частности МиГ-31БМ.

МиГ-31БМ. Фото www.testpilot.ru

МиГ-31БМ - многоцелевой истребитель с увеличенными боевыми возможностями, способный нести высокоточное оружие для поражения воздушных и наземных целей. Работы по его созданию начались в 1997 г., в условиях резкого снижения государственного финансирования и невозможности массовых закупок новых самолетов типа МиГ-31. Опытный экземпляр построен в 1998 г., продемонстрирован в январе 1999 г. Модернизация БРЭО и вооружения повысили эффективность МиГ-31БМ по сравнению с МиГ-31 в 2,6 раза. РЛС самолета обеспечивает обнаружение и одновременное сопровождение 10 воздушных целей типа «истребитель» на дальности до 320 км, поражение 6 из них – на дальности до 280 км (лучший американский перехватчик F-14D «Томкэт» - на дальности не более 180 км). Могут быть перехвачены цели со скоростью до М-6. На МиГ-31БН может устанавливаться: 4 УР Р-33С, 4 РВВ-АЕ, до 6 противорадиолокационных ракет ПРЛР Х-31П, до 6 противокорабельных ракет ПКР Х-31А, до 2 УР Х-59М, до 3 корректируемых авиабомб КАБ-1500 или до 8 КАБ-500, максимальная масса боевой нагрузки - 9000 кг. Бортовое оборудование самолета МиГ-31БМ обеспечивает взаимодействие с зенитными ракетными комплексами ПВО и использование самолета в качестве воздушного командного пункта для координации действий истребителей других типов. Планируется, что в вариант МиГ-31БМ будут доработаны все российские МиГ-31 и сохранятся в боевом строю до 2010 г. и позднее.

МиГ-31Д. Фото www.testpilot.ru

МиГ-31Д – одноместный носитель противоспутниковой ракеты с переоборудованной системой управления вооружением, создан в 1987 г. На 2 прототипах вместо РЛС был установлен ее эквивалент массой 200 кг, радиопрозрачный носовой обтекатель заменен цельнометаллическим, а на месте ниш для УР Р-33 установлен центральный выдвижной пилон для «изделия». Для увеличения устойчивости в полете на концах крыла были установлены большие треугольные плоскости («ласты»). Программа испытаний продолжалась несколько лет и была приостановлена в начале 90 гг.

МиГ-31ЛЛ – сверхзвуковая летающая лаборатория.

МиГ-31Э. Фото www.testpilot.ru

МиГ-31Э - экспортный вариант дальнего истребителя-перехватчика. Разработан в начале 90 гг. на базе серийного МиГ-31. Самолет оснащен РЛС «Заслон» и УР Р-33 в экспортном исполнении, а также ракетами ближнего боя. Отличается МиГ-31Э, в основном, составом БРЭО и сохранил возможность наведения на цели других самолетов (типа МиГ-21, МиГ-23, МиГ-29). Впервые экспонировался в июне 1992 г. на Берлинском авиасалоне ILA-92, затем был участником многих международных выставок. Интерес к нему проявляли многие страны, но в связи с ситуацией в России контрактов подписано не было. Несколько машин поступили в части ВВС России.

МиГ-31ФЭ. Фото www.rustrana.ru

МиГ-31ФЭ - многоцелевой фронтовой истребитель. Представлен в 1995 г. на 41 международном авиасалоне в Ле Бурже. Отличается доработанной системой вооружения и новым бортовым оборудованием. Способен применять большинство состоящих на вооружении ВВС России управляемых ракет класса "воздух-поверхность". Для поражения наземных РЛС могут быть использованы ракеты Х-31П и Х-25МП, надводных морских целей – ПКР с активной РГСН, тактических наземных (надводных) целей – УР класса "воздух-поверхность" типа Х-59М (X-59, Х-29Л,Т). Вместо УР самолет может применять корректируемые авиабомбы (типа КАБ-1500Л, КАБ-500Л, КАБ-500Кр). Лазерно-телевизионная аппаратура системы управления оружием класса "воздух-поверхность" размещается в подвесном контейнере. Масса боевой нагрузки достигает 9000 кг (шесть бомб ФАБ-1500). Для поражения воздушных целей самолет может применять УР большой дальности стрельбы, средней дальности (типа РВВ-АЕ) и ближнего боя (типа Р-73). При смешанном вооружении МиГ-31ФЭ может нести вооружение обоих типов с размещением оружия класса "воздух-поверхность" под фюзеляжем, а "воздух-воздух" - под крылом. Компоновка, конструкция и силовая установка не отличается от серийного перехватчика МиГ-31. По желанию заказчика на самолете могут устанавливаться и интегрироваться с российскими системами образцы вооружения и оборудования западного производства.

Ракеты ближнего боя Р-60 под крылом МиГ-31. Фото А. Соколов

Состояние
В начале 90 гг. из-за нехватки средств закупки истребителей МиГ-31 были прекращены. Из построенных более 500 самолетов, более 350 находится на вооружении ВВС России, несколько десятков - ВВС Казахстана, 24 самолета поставлены Китаю. Во время Во время 2 чеченской войны совместно с самолётами ДРЛО А-50 истребители-перехватчики МиГ-31 контролировали воздушное пространство Чеченской Республики.



Поиск
Друзья сайтаМинистерство обороны Российской Федерации

Copyright Садрисламов Рустам © 2024 Создать бесплатный сайт с uCoz