|
| | |
| МиГ-31Истребитель-перехватчик дальнего действия, решающий задачи борьбы с различными типами целей на дальних рубежах
История создания
Основными причинами создания сверхзвукового всепогодного
истребителя-перехватчика дальнего действия МиГ-31 явилась разработка и
принятие на вооружение в США стратегических крылатых ракет (СКР),
бомбардировщика средней дальности FB-111, способного действовать на
предельно малой высоте в режиме огибания рельефа местности, а также
начало работ над стратегическим многорежимным самолетом AMSA -
прообразом самолета В-1. В отличие от своих предшественников новый
самолет, шедший на смену Ту-128, рассматривался как тяжелый
барражирующий истребитель-перехватчик, способный автономно вести
эффективную борьбу с СКР и другими целями в широком диапазоне высот в
автоматическом режиме. Исследования по его созданию в 60 гг. начали ОКБ
Микояна, Яковлева и Туполева. В начале 70 гг. приоритет был отдан
проекту глубокой модернизации истребителя-перехватчика МиГ-25П с
системой «Заслон».
Самолет, по постановлению СМ СССР от 24.05.1968 г., проектировался в
трех вариантах - истребитель-перехватчик Е-155МП в составе авиационного
всевысотного комплекса перехвата воздушных целей (С-155М), фронтового
разведчика-бомбардировщика Е-155МРБ и разведчика E-155MP. Начало
совместных государственных испытаний планировалось в 4 квартале 1971 г.
В 1971 г. окончательно была утверждена компоновочная схема,
представляющая собой глубокую модернизацию истребителя-перехватчика
МиГ-25П. Она отличалась неподвижным трапециевидным крылом, двухместной
кабиной экипажа, двумя турбореактивными двухконтурными двигателями
форсажными (ТРДДФ) Д-30-Ф-36 (Пермское МКБ, главный конструктор
П.А.Соловьев) и конформной подвеской ракет большого радиуса действия.
Полномасштабное проектирование самолета Е-155МП началось в 1972 г. на
основе проекта 518-55 (Генеральный конструктор Р.А.Беляков). В создание
нового самолета большой вклад внесли В.А. Архипов, Г.Е.
Лозино-Лозинский (главный конструктор с 1976 г.), К.К. Васильченко (в
1978-1985 гг. возглавил работы), А.А. Белосвет и Э.К. Кострубский,
который поочередно были руководителями темы.
В
тактико-технических требованиях к новому самолету был сделан на
увеличение дальности полета и времени барражирования, скоростные и
высотные характеристики, по сравнению с прототипом, остались без
изменений. Истребитель должен был иметь рубеж перехвата 700 км при
полете с крейсерской скоростью 2500 км/ч (М=2,35) и 1200 км - на
дозвуковой скорости. Первый опытный истребитель (Е-155МП-831) был
построен весной 1975 г. на ММЗ «Зенит» и 16 сентября под управлением
летчика-испытателя А.В. Федотова совершил первый полет. В мае 1976 г. с
аэродрома ЛИИ в воздух поднялся второй прототип (Е-155МП-832) под
управлением П.М. Остапенко. Летом 1977 г. на заводе в Горьком были
изготовлены 2 самолета (заводские номера 0101 и 0102) первой, затем 3
(0201, 0202, 0203) и 6 самолетов второй и третьей установочных партий.
Самолет с бортовым номером 305 из третьей установочной партии стал
эталоном для серийного производства истребителей под наименованием
МиГ-31, которое началось после завершения первого этапа государственных
испытаний в 1979 г.
Первые полеты истребителя-перехватчика с установленной на нем РЛС с
фазированной антенной решеткой (ФАР, Б1.01) начались в 1976 г., а
15.02.1978 г. состоялся первый полет с обнаружением и сопровождением 10
воздушных целей. Госиспытания полностью завершились осенью 1980 г.,
когда первые серийные самолеты уже начали поступать в строевые части
авиации войск ПВО. Самолет МиГ-31 с системой управления вооружением
(СУВ) «Заслон» официально был принят на вооружение авиации ПВО в 1981
г., а в сентябре 1983 г. новые перехватчики начали боевое дежурство на
Дальнем Востоке (аэродром «Сокол», остров Сахалин). Всего было
построено более 500 самолетов МиГ-31 различных модификаций, серийное
производство которых прекратилось в 1994 г.
Назначение
Двухместный всепогодный истребитель-перехватчик дальнего действия
МиГ-31 предназначен для перехвата и уничтожения воздушных целей,
действующих в диапазоне от предельно малых до больших высот, днём и
ночью в условиях применения противником радиолокационных (активных,
пассивных) и тепловых помех. В автономном режиме он способен длительно
патрулировать зону ответственности и поражать малоразмерные крылатые
ракеты, вертолеты, высотные сверхзвуковые самолеты и другие типы целей
в задней и передней полусферах, группа из 4 самолётов МиГ-31
обеспечивает контроль воздушного пространства на фронте 800-900 км., а
также в качестве самолета-лидера.
Особенности
Самолет МиГ-31 - первый советский боевой самолет четвертого
поколения, который и в настоящее время по скоростным и высотным
характеристикам не имеет мировых аналогов в своем классе. До последнего
времени это был единственный серийный самолет, оснащенный бортовой РЛС
с ФАР и, наряду с американским палубным истребителем F-14, ракетами
класса «воздух-воздух» большой дальности действия. В нем реализована
возможность борьбы с массированно применяемыми самолетами и КР
противника, возможен сверхзвуковой рубеж перехвата воздушных целей при
посадке на аэродроме вылета. Самолет может выполнять боевые задачи в
автономном режиме во взаимодействии с наземной автоматизированной
цифровой системой управления с дистанционным наведением или при
координатной поддержке (полуавтономные действия), а также в составе
группы из четырех самолетов-истребителей (однотипных или типа МиГ-23,
МиГ-25, МиГ-29, Су-27, Су-15) с автоматическим обменом цифровой
информацией между ними на удалении до 200 км друг от друга и наведением
на цель самолетов с менее мощным БРЭО, выполняя роль пункта наведения.
Группа из четырех МиГ-31 способна контролировать воздушное пространство
протяженностью по фронту 800 - 900 км или действовать в боевом порядке
с целью кругового обзора воздушного пространства.
МиГ-31 от самолета-перехватчика МиГ-25П отличается, в первую
очередь, измененной конструкцией крыла, увеличенной емкостью топливной
системы и использованием крупногабаритных подвесных топливных баков, а
также меньшей долей использования в конструкции планера нержавеющей
стали. Перехватчик МиГ-31 выполнен по нормальной аэродинамической схеме
с высокорасположенным трапециевидным крылом, стреловидным двухкилевым
вертикальным и цельноповоротным горизонтальным оперением. Планер
самолета выполнен из различных материалов (50% - нержавеющая сталь, 16%
- титан, 33% - алюминиевые сплавы, 1% - другие материалы).
Носовая часть
фюзеляжа монококковой конструкции из алюминиевых сплавов с
радиопрозрачным обтекателем РЛС включает отсек радиоэлектронного
оборудования, герметичную кабину экипажа с двумя катапультируемыми
креслами К-36ДМ и закабинный отсек оборудования. В передней части
кабины размещается летчик, за ним тандемом во второй части -
штурман-оператор. Кабины разделены между собой прозрачной герметичной
перегородкой и оснащены открывающимися вверх-назад подвижными фонарями,
а задняя – выдвижным перископом, обеспечивающего улучшение обзора
передней полусферы штурману при взлете и посадке (на МиГ-31M и более
поздних модификациях перископ не устанавливался). Остекление боковых
поверхностей фонаря выполнено из термостойкого оргстекла толщиной 10
мм, козырек фонаря кабины – из триплекса с электропроводным слоем
против обледенения. В отсеках под кабиной находятся блоки
прицельно-навигационного комплекса, аппаратуры радиосвязи и агрегаты
электрической системы. Снизу передней части оборудована ниша для
носовой опоры шасси. На модернизированных самолетах слева перед кабиной
размещена убираемая Г-образная топливозаправочная штанга.
Сварная средняя часть
фюзеляжа МиГ-31, как и на МиГ-25, является основным силовым элементом
планера, воспринимающим большую часть нагрузок, в которой на размещены
7 топливных баков. По ее верхней поверхности проходят тросы и жесткие
тяги механической системы управления, прикрытые гартгротом, а по бокам
расположены регулируемые воздухозаборники прямоугольного сечения на
входе. Количество поступающего воздуха, в зависимости от высоты и
скорости полета, регулируется автоматически нижними створками и верхним
горизонтальным клином.
В хвостовой части расположены вертикальное и
горизонтальное оперение, контейнер для двух крестообразных тормозных
парашютов (общая площадь 50 кв.м.) и форсажные камеры двигателей, а
также некоторые агрегаты системы управления, топливной и гидравлической
систем (в 3 теплоизолированных отсеках). Хвостовое оперение состоит из
двух вертикальных килей (угол развала 8 град. к плоскости симметрии
самолета), цельноповоротного стабилизатора и двух подфюзеляжных
аэродинамических гребней (угол развала 12 град.). Кили с рулями
направления идентичны друг другу и отличаются расположением
радиопрозрачных обтекателей антенн.
Шасси самолета
- трехопорное, гидравлически убираемое, с оснащенными тормозами
колесами. Колея шасси - 3,64 м, база шасси - 7,11 м. На стойке передней
двухколесной опоры (колеса 660х200 мм), убираемой назад по полету,
установлен грязеотбойный щиток для снижения вероятности попадания при
взлете и посадке посторонних предметов в воздухозаборник. Основные
опоры шасси, убираемые против полета, оснащены тележками с двумя
колесами (950х300 мм) каждая. Заднее колесо относительно переднего
смещено к внешней стороне относительно продольной оси тележки, что
снижает нагрузку на покрытие и позволяет эксплуатировать самолет с
грунтовых взлетно-посадочных полос. Передние створки ниш основных опор
используются в качестве воздушных тормозов.
Трехлонжеронное трапецевидное крыло с наплывами в
корневой части и углом стреловидности по передней кромке в 41 град.
оснащено аэродинамическими гребнями на верхней поверхности каждой
консоли, щелевыми закрылками, элеронами и четырехсекционными
отклоняемыми носками. Консоли цельноповоротного горизонтального
оперения отклоняются синхронно по тангажу и дифференциально по крену.
Углы отклонения элеронов 20 град., закрылков - 30 град., носков - 13
град. На нижней поверхности плоскостей, крепящихся к фюзеляжу в 6
точках каждая, имеются точки подвески пилонов, возможна установка двух
пилонов под каждой плоскостью.
Силовая установка
Силовая установка истребителя-перехватчика МиГ-31 включает два
модифицированных высокоэкономичных турбореактивных двухконтурных
двигателя форсажных (ТРДДФ) Д-30Ф6 (2х9500/15500, ОАО «Авиадвигатель,
г. Пермь) с внутренним запасом топлива общей массой 16350 кг,
размещенного в 7 фюзеляжных, 4 крыльевых и 2 килевых баках. На
подкрыльевых узлах возможна подвеска двух подвесных топливных баков по
2500 л. Заправка топливом - централизованная. Самолеты более позднего
выпуска оснащены убирающейся Г-образной штангой-топливоприемником
системы дозаправки в полете. Двигатели имеют смешение потоков наружного
и внутреннего контуров за турбиной, форсажную камеру и регулируемое
всережимное сопло створчатой конструкции, пятиступенчатый компрессор
низкого давления, десятиступенчатый компрессор высокого давления,
трубчато-кольцевую камеру сгорания, двухступенчатые турбины высокого и
низкого давления. Форсажная камера снабжена кольцами для стабильности
горения, а сверхзвуковое сопло в расширяющейся части - специальными
пластинчатыми клапанами для впуска воздуха и устранения пульсаций
давления в выхлопной струе газов.
Оборудование
Система управления вооружением (СУВ) «Заслон» (РП-31)
включает радиолокационную станцию БРЛС-8Б с ФАР, убирающийся в полете
теплопеленгатор 8ТК, прицельно-пилотажный индикатор ППИ-70В, запросчик
опознавания государственной принадлежности. РЛС обеспечивает
обнаружение (автосопровождение 10 целей) воздушных целей типа
«истребитель» на дальности до 180 км (120 км), на МиГ-31ДМ - до 320 км,
в зоне 70 град. и +70 - -60 град. по азимуту и углу места
соответственно. Бортовой вычислитель позволяет одновременно наводить
ракеты класса «воздух-воздух» Р-33 (Р-33С) большой дальности на четыре
наиболее важные цели. Теплопеленгатор 8ТК под носовой частью фюзеляжа
сопряжен с РЛС и обеспечивает в пассивном режиме обнаружение целей на
дальности до 50 км в горизонтальном (вертикальном) 60 (+6 - -13) град.
секторе, а также выдачу целеуказания ракетам с тепловыми головками
самонаведения.
Пилотажно-навигационное оборудование
- система автоматического управления (САУ-155МП) и навигационный
комплекс КН-25 (две инерциальные системы ИС-1-72А, цифровой вычислитель
«Маневр», радиотехнические системы «Радикал-НП» и «Квиток-2» ближней и
дальней навигации соответственно). Радионавигационное оборудование
(системы «Тропик» и «Маршрут», аналоги систем «Лоран» и «Омега»
соответственно) обеспечивают автоматический вывод самолета с точностью
0,13-4 км практически в любую точку земного шара.
Самолет оснащен средствами радиоэлектронной борьбы в
радиолокационном и инфракрасном диапазонах, радиосредствами
(радиостанции Р-862 и Р-864 УКВ и КВ диапазонов), цифровой
помехозащищенной аппаратурой АПД-518, регистратором полетных данных
«Тестер-УЗЛ», речевым информатором П-591, приемником управления
воздушным движением ТАК-69, автоматическим радиокомпасом АРК-15,
маркерным радиоприемником МРП-66, радиовысотомером РВ-15, регистратором
переговоров в кабине экипажа МС-61, приемником предупреждения о
радиолокационном облучении СПО-15СЛ и другим оборудованием.
Вооружение
Пушечное – стационарная (в обтекателе с правого борта
фюзеляжа) шестиствольная 23-мм автоматическая пушка ГШ-6-23М
(боекомплект 260 снарядов, скорострельность - 6000 выстрелов/мин).
Ракетное – 4 УР «в-в» большой дальности Р-33 (Р-33С)
тандемного полуутопленного расположения на пусковых устройствах АКУ-410
на нижней поверхности средней части фюзеляжа (масса 480 кг, масса БЧ 47
кг, дальность пуска в переднюю полусферу - 120 км, высота применения -
0,025-28 км); 2 УР «в-в» Р-40 средней дальности с радиолокационными или
тепловыми головками самонаведения на подкрыльевых пилонах дальность
пуска в переднюю полусферу 50 км, высота применения 0,05-30 км) или 4
УР «в-в» ближнего боя типа Р-60 (дальность пуска в переднюю полусферу
0,2-8 км, высота применения 0,03-20 км). Максимальная боевая нагрузка
массой до 3000 кг может размещаться на 8 узлах внешней подвески.
Модификации
МиГ-31Б - дальний сверхзвуковой истребитель-перехватчик.
Создан после передачи западным спецслужбам гражданином А. Толкачевым
информации о системе вооружения самолета. Отличается
усовершенствованной системой управления вооружением «Заслон-А»,
наличием системы дозаправки топливом в воздухе, новыми режимами
передачи информации, модернизированным навигационным вычислителем,
обеспечившего ввод в состав бортового оборудования самолета систем
дальней радионавигации и космической навигации, повысивших надежность
самолетовождения в высоких широтах. Самолет может использовать
доработанные ракеты Р-33С. Ракетное вооружение дополнено ракетами
средней дальности Р-40ТД и ближнего боя Р-60. За счет улучшенного БРЭО
и новых ракет возможности самолета возросли в 1,3-2,5 раза.
Производство этой модификации самолета началось на авиазаводе «Сокол»
(г.Горький) в конце 1990 - начале 1991 г.
МиГ-31БС – доработанный до уровня МиГ-31Б ранее выпущенный МиГ-31 без системы дозаправки топливом в полете.
МиГ-31М
– глубокая модернизация серийного истребителя-перехватчика МиГ-31,
оснащенного улучшенными БРЭО, двигателем и вооружением. Работы по его
созданию были начаты в 1984 г., первый полет состоялся в декабре 1985
г., продемонстрирован зимой руководителям стран СНГ в Мочулищах
(Белоруссия). От базовой машины отличается: более совершенной
модификацией РЛС «Заслон-М» с существенно увеличенной дальностью
обнаружения (до 320 км) и количеством обнаруживаемых и сопровождаемых
(до 24) целей, возможностью одновременного применения ракет (Р-37 с
большей дальностью пуска и ракет средней дальности типа РВВ-АЕ в
качестве дополнительного вооружения) по 6 целям на дальности более 300
км, системой спутниковой навигации, модернизированными двигателями
Д-30Ф-6М, интерьером кабины штурмана-оператора, увеличенным запасом
топлива во внутренних баках, наличием системы дозаправки топливом в
полете, оборудование индивидуальной защиты и радиоэлектронного
противодействия объединено в бортовой комплекс обороны, обеспечена
возможность применения станций активных помех.
Вместо убирающегося теплопеленгатора был установлен
оптиколокационный комплекс с ИК- и лазерным каналами (оптическая
головка размещена перед козырьком кабины летчика). В связи с
увеличенным диаметром антенны РЛС был увеличен обтекатель с отклоненной
вниз на 7 град. носовой частью. При сохранении скоростных и высотных
характеристик максимальная взлетная масса МиГ-31М стала 52000 кг, что
потребовало установки более мощных двигателей Д-30Ф-6М. На концах крыла
были размещены контейнеры с оборудованием электронной разведки. Штанга
дозаправки топлива в полете перенесена на правый борт, увеличен
обтекатель тормозного парашюта и изменено шасси с носовым колесом. Во
второй половине 80 гг. была построена установочная партия МиГ-31М из 6
опытных самолетов. Однако из-за сложного финансового положения в стране
самолет МиГ-31М серийно не выпускался, но отработанные на нем решения
были использованы при создании других вариантов, в частности МиГ-31БМ.
МиГ-31БМ
- многоцелевой истребитель с увеличенными боевыми возможностями,
способный нести высокоточное оружие для поражения воздушных и наземных
целей. Работы по его созданию начались в 1997 г., в условиях резкого
снижения государственного финансирования и невозможности массовых
закупок новых самолетов типа МиГ-31. Опытный экземпляр построен в 1998
г., продемонстрирован в январе 1999 г. Модернизация БРЭО и вооружения
повысили эффективность МиГ-31БМ по сравнению с МиГ-31 в 2,6 раза. РЛС
самолета обеспечивает обнаружение и одновременное сопровождение 10
воздушных целей типа «истребитель» на дальности до 320 км, поражение 6
из них – на дальности до 280 км (лучший американский перехватчик F-14D
«Томкэт» - на дальности не более 180 км). Могут быть перехвачены цели
со скоростью до М-6. На МиГ-31БН может устанавливаться: 4 УР Р-33С, 4
РВВ-АЕ, до 6 противорадиолокационных ракет ПРЛР Х-31П, до 6
противокорабельных ракет ПКР Х-31А, до 2 УР Х-59М, до 3 корректируемых
авиабомб КАБ-1500 или до 8 КАБ-500, максимальная масса боевой нагрузки
- 9000 кг. Бортовое оборудование самолета МиГ-31БМ обеспечивает
взаимодействие с зенитными ракетными комплексами ПВО и использование
самолета в качестве воздушного командного пункта для координации
действий истребителей других типов. Планируется, что в вариант МиГ-31БМ
будут доработаны все российские МиГ-31 и сохранятся в боевом строю до
2010 г. и позднее.
МиГ-31Д
– одноместный носитель противоспутниковой ракеты с переоборудованной
системой управления вооружением, создан в 1987 г. На 2 прототипах
вместо РЛС был установлен ее эквивалент массой 200 кг, радиопрозрачный
носовой обтекатель заменен цельнометаллическим, а на месте ниш для УР
Р-33 установлен центральный выдвижной пилон для «изделия». Для
увеличения устойчивости в полете на концах крыла были установлены
большие треугольные плоскости («ласты»). Программа испытаний
продолжалась несколько лет и была приостановлена в начале 90 гг.
МиГ-31ЛЛ – сверхзвуковая летающая лаборатория.
МиГ-31Э
- экспортный вариант дальнего истребителя-перехватчика. Разработан в
начале 90 гг. на базе серийного МиГ-31. Самолет оснащен РЛС «Заслон» и
УР Р-33 в экспортном исполнении, а также ракетами ближнего боя.
Отличается МиГ-31Э, в основном, составом БРЭО и сохранил возможность
наведения на цели других самолетов (типа МиГ-21, МиГ-23, МиГ-29).
Впервые экспонировался в июне 1992 г. на Берлинском авиасалоне ILA-92,
затем был участником многих международных выставок. Интерес к нему
проявляли многие страны, но в связи с ситуацией в России контрактов
подписано не было. Несколько машин поступили в части ВВС России.
МиГ-31ФЭ
- многоцелевой фронтовой истребитель. Представлен в 1995 г. на 41
международном авиасалоне в Ле Бурже. Отличается доработанной системой
вооружения и новым бортовым оборудованием. Способен применять
большинство состоящих на вооружении ВВС России управляемых ракет класса
"воздух-поверхность". Для поражения наземных РЛС могут быть
использованы ракеты Х-31П и Х-25МП, надводных морских целей – ПКР с
активной РГСН, тактических наземных (надводных) целей – УР класса
"воздух-поверхность" типа Х-59М (X-59, Х-29Л,Т). Вместо УР самолет
может применять корректируемые авиабомбы (типа КАБ-1500Л, КАБ-500Л,
КАБ-500Кр). Лазерно-телевизионная аппаратура системы управления оружием
класса "воздух-поверхность" размещается в подвесном контейнере. Масса
боевой нагрузки достигает 9000 кг (шесть бомб ФАБ-1500). Для поражения
воздушных целей самолет может применять УР большой дальности стрельбы,
средней дальности (типа РВВ-АЕ) и ближнего боя (типа Р-73). При
смешанном вооружении МиГ-31ФЭ может нести вооружение обоих типов с
размещением оружия класса "воздух-поверхность" под фюзеляжем, а
"воздух-воздух" - под крылом. Компоновка, конструкция и силовая
установка не отличается от серийного перехватчика МиГ-31. По желанию
заказчика на самолете могут устанавливаться и интегрироваться с
российскими системами образцы вооружения и оборудования западного
производства.
Состояние
В начале 90 гг. из-за нехватки средств закупки истребителей МиГ-31 были
прекращены. Из построенных более 500 самолетов, более 350 находится на
вооружении ВВС России, несколько десятков - ВВС Казахстана, 24 самолета
поставлены Китаю. Во время Во время 2 чеченской войны совместно с
самолётами ДРЛО А-50 истребители-перехватчики МиГ-31 контролировали
воздушное пространство Чеченской Республики.
| |
| | |
|
|