Вертолёт — аэродинамический летательный аппарат, способный
совершать взлёт и посадку по вертикали, зависать в воздухе и
перемещаться в любом направлении. Необходимые для полёта подъёмная сила и тяга создаются одним или
несколькими несущими винтами (пропеллерами), приводимые во
вращение поршневыми или реактивными двигателями.
Вертолёты
обычно разделяют по аэродинамической схеме, по грузоподъёмности, по
назначению. По аэродинамической схеме:
Одновинтовые с рулевым винтом. Для компенсации реактивного момента
используется рулевой винт, создающий тягу в направлении вращения НВ.
Традиционно эту схему называют «классической схемой». По этой схеме
построено большинство существующих вертолётов;
Одновинтовые со струйной системой управления. Для компенсации
реактивного момента используется система управления погранслоем на
хвостовой балке и реактивное сопло на конце.
Одновинтовые с реактивным принципом вращения лопастей. Также
именуются реактивными вертолётами. Двигатели расположены на лопастях и
на вал несущего винта не передается сильных моментов, как в случае
расположения двигателей в фюзеляже. Такая схема исключает наличие
реактивного момента от несущего винта . Существуют различные варианты
этой схемы: с установкой прямоточных воздушно-реактивных двигателей на
законцовках лопастей (собственно реактивный вертолёт), либо с соплами на
законцовках лопастей и подачей горячего выхлопа на них от
расположенного в фюзеляже газотурбинного двигателя («привод горячего
цикла»), либо компрессорный привод «холодного цикла»: газотурбинный
двигатель в корпусе вертолёта приводит компрессор, а сжатый воздух от
него подводится через трубопроводы к соплам на законцовках лопастей.
Было построено несколько экспериментальных машин с реактивным приводом.
Двухвинтовые продольной схемы. Компенсация реактивного момента
происходит за счёт наличия двух одинаковых винтов, вращающихся в
противоположные стороны и расположенных в передней и задней частях
фюзеляжа.
Двухвинтовые поперечной схемы. Аналогична предыдущей, но винты
расположены на фермах либо крыльях по бокам фюзеляжа.
Двухвинтовые соосной схемы. Компенсация реактивного момента
происходит за счёт наличия двух одинаковых винтов вращающихся в
противоположные стороны и расположенных на одной оси.
Двухвинтовые с перекрещивающимися плоскостями роторов. Также
именуются синхроптерами. Оси вращающихся в противоположные
стороны роторов наклонены по отношению друг к другу, плоскости вращения
роторов пересекаются, для исключения столкновения лопастей вращение их
синхронизировано.
Многовинтовые (вертолётные платформы). Компенсация происходит за
счёт наличия равного количества противоположно вращающихся винтов.
Винтокрылы. Эта схема отличается от вышеперечисленных тем, что для
создания пропульсивной тяги используется тянущий/толкающий винт или
реактивный двигатель. Тут название «винтокрыл» означает, что при
горизонтальном полёте винт используется как крыло (не создаёт
пропульсивную силу).
Конвертопланы. Эта схема переходного летательного аппарата, который
взлетает как вертолёт с помощью винта, а в горизонтальном полете летит
как самолёт, используя винты как пропеллеры.