«Ладный», сторожевой корабль пр.1135 «Буревестник» (тип «Бдительный», Krivak-I class)
Сторожевой корабль морской зоны для решения задач противолодочной и противовоздушной обороны
История
Сторожевой корабль (СКР) пр.1135 шифр «Буревестник» является дальнейшим развитием и дополнением больших противолодочных кораблей пр.1134-А и 1134-Б,
предназначенных для действий в океанской зоне. Однако по сравнению с
ними пр.1135 имеет меньшее водоизмещение и меньшую стоимость при
обеспечении способности решать широкий круг задач в морской зоне и в
удаленных районах океана.
Проектирование нового корабля первоначально было поручено
Зеленодольскому ПКБ (ЦКБ-340), специализировавшегося на создании малых
боевых кораблей. Однако планировавшаяся установка на нем новых средств
противолодочной борьбы и другого вооружения влекло за собой
значительный рост водоизмещения. Поэтому в 1964 г. разработка пр.1135
«Буревестник» была поручена Северному ПКБ (ЦКБ-53), главный конструктор
Н.П. Соболев, главный наблюдающий от ВМФ – капитан 2 ранга И.М.
Стецюра, общее руководство - В.Е. Юхнин. Проектирование корабля было
закончено в 1966 г.
Головной корабль пр.1135 «Бдительный» был построен в 1970 г. на
заводе «Янтарь» (ССЗ №820, Калининград), а в феврале 1971 г. вошел в
состав флота. По сравнению с предшественниками имел более высокие
мореходные качества, втрое большее водоизмещение и более мощное
вооружение. Кроме того, строительство кораблей этого проекта было
развёрнуто на ССЗ им. А.А.Жданова (№190, Ленинград) и «Залив» (№532,
Керчь). СКР «Ладный» заложен на стапеле ССЗ «Залив» в г.Керчь
(заводской номер 16), спущен на воду 07.05.1980 г., вступил в строй
29.12.1980 г. и 25.02.1981г7. включен в состав Черноморского флота.
Всего по пр.1135 «Буревестник» до 1981 г. был построен 21 корабль.
Назначение
Сторожевой корабль пр.1135 «Ладный» предназначен для решения задач
противолодочной и противовоздушной обороны соединений боевых кораблей.
Особенности проекта
Архитектура СКР пр.1135 полубачная с удлиненным
полубаком, округлыми обводами с малыми углами заострения ватерлиний,
клиперским форштевнем, большим развалом шпангоутов в носовой
оконечности, плоской низкой кормой и строительным дифферентом на нос.
Корпус смешанный с отношением длины к ширине 8,6., стальной (из стали
марки МК-35), с 14 водонепроницаемыми отсеками. По расчетам, корабль
должен был остаться на плаву при затоплении трех смежных или пяти
несмежных отсеков. Палубные надстройки и внутренние переборки помещений
изготовлены из алюминиево-магниевого сплава АМГ-61.
Служебные
и жилые помещения размещены на главной палубе под полубаком (каюты
офицеров и мичманов, камбуз и матросская столовая). По главной палубе
проходит сквозной коридор от юта в нос, раздваиваясь вокруг шахт ЗРК. В
кормовой части находится помещение для размещения гидроакустической
станции (ГАС) «Вега» с подъемно-опускным устройством. Циркуляция
корабля диаметром 4,3 кбт осуществляется за 130 с на скорости 32 узла,
размер рысканья не превышает 2 град., инерция с полного хода до
остановки - 1940 м за 524 с. Наибольший кренящий момент составляет 85
град., запас плавучести - 6450 т.
Корабль отличается высокими мореходными качествами (хорошо всходит
на волну, практически отсутствует заливаемость и забрызгиваемость на
всех скоростях, небольшая забрызгиваемость кормовой части палубы
возможна при скоростях более 24 узлов и циркуляции с курсовым угле 90
град. к волне). Это обеспечивает использование всех видов оружия на
любых скоростях при волнении моря до 4 (5) баллов без успокоителей (с
успокоителями) качки.
Главная энергетическая установка
(ГЭУ) газотурбинная с двумя агрегатами М7К (две газовые маршевые
турбины ДО63 по 6000 л.с. и 2 форсажные газовые турбины ДК59 по 17000
л.с.) двухвальная. При необходимости специальный редуктор обеспечивает
работу одного маршевого двигателя на оба вала. Наличие газового реверса
повысило экономичность ГЭУ и обеспечило дальность плавания более 4000
миль экономической скоростью. Время пуска турбин из холодного состояния
не превышает 3 минут. Полный запас топлива - 450-550 т., средний
суточный расход топлива в походе составляет около 25 т. Гребные винты -
четырехлопастные, малошумные, переменного шага, с обтекателем (масса
каждого 7650 кг, диаметр 3,5 м, 320 об/мин.).
Вооружение
СКР пр.1135 «Ладный» обеспечивает борьбу с подводными, надводными и
воздушными целями. Противолодочное вооружение - управляемый ракетный
комплекс (УРПК) четырехтрубный «Раструб» (на СКР более раннего выпуска
«Метель») с самонаводящейся торпедой 85РУ (85Р), способной поражать
подводные и надводные цели головной частью УМГТ; 2 реактивные
бомбометные установки РБУ-6000 (96 РГБ). Зенитное управляемое
вооружение – 2 модернизированных ЗРК малой дальности «Оса-МА-2»
с ракетой 9М33 40 ЗУР) с минимальной высотой поражения 5 м.
Артиллерийское вооружение - комплекс АК-726-МР-105 (2х76,2-мм спаренные
автоматизированные установки АК-726). Торпедное вооружение – 2х533-мм
четырехтрубных торпедных аппарата ЧТА-53-1135 с торпедами типа СЭТ-65
или 53-65К. В кормовой части корабля может быть размещено до 16 мин.
Модификации
СКР пр.1135-М (Krivak-II class) – оснащены усиленным
новой 100-мм артустановкой АК-100 с РЛС управления «Лев», более
совершенной ГАС «Титан-2Т», стандартное водоизмещение увеличено почти
на 140 т, строились параллельно с основной серией с 1975 г.
СКР пр.11351 (Krivak-III class) – пограничный корабль для
контроля экономической зоны на Тихом океане, разработан Северным ПКБ
как пр.11351. Вместо комплекса ПЛУР установлена одна 100-мм
артустановка АК-100, на корме размещена ВПП с ангаром для вертолёта и
30-мм автоматы АК-630 с РЛС управления «Вымпел», установлены новая ГАС
«Платина-С» под килем и буксируемая ГАС «Бронза». Принят на вооружение
в 1984 г., построено 8 кораблей.
СКР пр.11352 (Modified Krivak-I class)
– разработан в 1983 г. и предусматривал размещение противокорабельного
ракетного комплекса «Уран», но из-за срывов сроков создания нового
поколения тактических ПКР реализация затянулась до начала 1990 гг. Были
модернизированы два корабля - «Ленинградский комсомолец» и «Пылкий»
(вместо снятых РБУ-6000 были установлены по две счетверённые ПУ ПКР «Уран», РЛС «Ангара» заменена РЛС «Фрегат-МА», ГАС «Титан-2» – ГАС «Титан-2Т»).
СКР пр.11353 (Modified Krivak-I class) – по этому проекту
в 1983-1984 гг. на сторожевом корабле «Жаркий» на заводе им. А.А.
Жданова был установлен новый гидроакустический комплекс «Звезда-МГ» в
целях его отработки, стандартное водоизмещение увеличилось более чем на
350 т.
Состояние
СКР
пр.1135 использовались на всех флотах в качестве основного боевого
корабля морской зоны (в составе Балтийского флота – 7, Северного – 5,
Тихоокеанского – 4, Черноморского – 5). После раздела Черноморского
флота два СКР («Безукоризненный» и «Беззаветный») в 1997 г. вошли в
состав ВМС Украины (переименованы соответственно в U133 «Николаев» и
U134 «Днепропетровск»). Последний выведенный из состава ВМФ стал СКР
«Задорный» Северного флота.
СКР
пр.1135 «Ладный» 7-10.08.1981 г. был с визитом в Варне (Болгария),
18-22.06.1996 г. - в Пирее (Греция). В 1991 г. и 1993 г. завоевывал
призы ГК ВМФ по противолодочной подготовке (в составе КПУГ), а в 1994
г. - приз ГК ВМФ по артподготовке (в составе КУГ). В 1994 г. участвовал
в совместных учениях с кораблями ВМС стран НАТО, а 08.05.1995 г. - в
международном морском параде в Санкт-Петербурге, посвященном 50-летию
Победы в Великой Отечественной войне. В 2005-2006 гг. прошел плановый
ремонт в Туапсе. В августе 2008 г. принял участие в совместной со странами НАТО антитерростической операции «Активные усилия», для чего зашел в базу ВМС Турции на Средиземном море Акзас-Карагач.