|
| | |
| 2С3 «Акация», 152-мм самоходная гаубица
Предназначается
для уничтожения и подавление средств ядерного нападения, артиллерии и
других огневых средств и живой силы противника; уничтожение танков и
самоходных орудий; разрушение полевых и долговременных оборонительных
сооружений, а также подавление его тылов и органов управления.
История
Работы по созданию 152-мм самоходной гаубицы 2С3 «Акация» были
начаты во второй половине 1967 г. одновременно с началом разработки
самоходной 122-мм гаубицы 2С1. Разработка и отработка 152-мм орудия
2А33 для самоходной установки 2С3 были выполнены в ОКБ-9 под
руководством первого заместителя начальника ОКБ В.А. Голубева. Общее
руководство и создание непосредственно самоходной гаубицы было поручено
Центральному конструкторскому бюро "Трансмаш" государственного
объединения "Уралтрасмаш". Первые два опытных образца 2С3 были
изготовлены в конце 1968 г. После испытаний и достаточно длительной
доводки, которая была обусловлена прежде всего недопустимо высокой
загазованностью боевого отделения при стрельбе, в 1971 г. самоходная
установка была принята на вооружение Советской Армии. Первая крупная
партия в 70 единиц изготовлена в 1973 г.
Конструкция
Конструктивно 152-мм самоходная гаубица 2С3 "Акация" состоит из
трех основных частей: гусеничного шасси, вращающейся башни и
артиллерийской части 2А33.
Артиллерийская часть состоит из 152-мм гаубицы Д-22,
позволяющей вести стрельбу непрямой и прямой наводкой с места при
подаче боеприпасов как из боеукладки, так и с грунта. Гидравлический
тормоз отката веретенного типа, с компенсатором жидкости; накатник
гидропневматический, с клапаном дополнительного торможения. Цилиндры,
тормоза отката и накатника жестко связаны с казенником и при выстреле
отходят вместе с ним. Для защиты расчета от удара откатных частей
гаубицы на люльке смонтировано ограждение. Работа заряжающего
существенно облегчена за счет использования досылателя снаряда и гильзы
в камору ствола. Подъемный механизм секторного типа с ручным приводом
обеспечивает углы возвышения ствола от - 4° до + 60°. Поворотный
механизм служит для кругового вращения башни, имеется пневматический
уравновешивающий агрегат. В походном положении, для исключения поломок
механизма наведения, ствол гаубицы стопорится на специальном
кронштейне.
В боекомплекте "Акации" применяются выстрелы раздельно-гильзового
заряжания, размещенные в двух боеукладках: в башне и внутри корпуса. В
него входят осколочно-фугасные снаряды ОФ-25, ОФ-540 и ОФ-540ЖС,
последние с металлокерамическим ведущим пояском; кумулятивные БП-540
весом по 27,4 кг и со специальными 5,6-килограммовыми зарядами,
обеспечивающими начальную скорость в 676 м/с. При угле встречи с целью
90° они пробивают броню толщиной 250 мм, а при 60° - 220 мм.
Применяются и бронебойные остроголовые снаряды Бр-540 и тупоголовые
Бр-540Б, с баллистическим наконечником, которые на расстоянии 1000 м
при попадании в объект под углом 90° пробивают броню толщиной до 120
мм. Кроме того, допускается использование боеприпасов буксируемых
гаубиц-пушек МЛ-20, пушек-гаубиц Д-20 и гаубиц Д-1, в том числе
бетонобойные Г-545.
Корпус и башня машины свариваются из катанных броневых листов и
обеспечивают защиту экипажа от пуль и осколков снарядов и мин. Корпус
имеет три отделения: моторно-трансмиссионное (впереди справа),
управления (впереди слева) и боевое (сзади). В кормовом листе корпуса
машины имеется специальный люк для загрузки снарядов.
В башне размещается орудие, приборы прицеливания и наблюдения,
радиостанция Р-123М, часть боекомплекта и ФВУ (фильтровентиляционная
установка), предохраняющая расчет от воздействия радиоактивных и
отравляющих веществ. Вспомогательное вооружение самоходной установки
состоит из 7,62-мм пулемета ПКТ, установленного на турели, на башенке
командира. Стрельбу из него можно вести как по наземным, так и по
воздушным целям.
В моторно-трансмиссионном отделении установлен 12-цилиндровый,
4-тактный дизель жидкостного охлаждения В-59, мощностью 520 л.с. с
принудительным впрыском топлива и возможностью работы в режиме форсажа.
Трансмиссия - механическая, двухпоточная, коробка передач выполнена в
блоке с планетарным механизмом поворота. В ходовой части с каждого
борта установлено по шесть сдвоенных обрезиненных опорных и по четыре
поддерживающих катка. Подвеска индивидуальная, торсионная с
гидравлическими амортизаторами телескопического типа. Ведущие колеса
расположены впереди. Гусеница стальная, мелкозвенчатая с одним
направляющим гребнем и с резинометаллическим шарниром.
Модификации
2С3М. В 1975 году вместо двух
механизированных боеукладок ввели одну — барабанного типа на 12
выстрелов, что позволило увеличить возимый боекомплект с 40 до 46
выстрелов (в штатный боекомплект 2С3М обычно входит 42 ОФС ОФ-540 и
ОФ-25 и четыре КС БП-540). Дополнительно к штатным снарядам в НИИ
машиностроения для «Акации» был разработан снаряд 3ОФ29 с увеличенным в
четыре раза осколочным действием. За ним в боекомплекте появились АРС и
боеприпасы, оснащенные донными газогенераторами, с помощью которых
дальнобойность самоходки возросла на 20-30%%. Модернизированной машине
присвоили индекс 2С3М, а гаубице — 2А33М.
2С3М1. В 1987 году «Акацию» оснастили
аппаратурой приема, обработки и отражения командной информации и новым
прицелом СП-538. Расчеты получили и УАС 3ОФ38 «Краснополь»,
самонаводящиеся на цель на конечном участке траектории и способные
поражать объекты, движущиеся со скоростями до 35 км/ч. на дистанции до
18 км и корректируемый снаряд «Сантиметр». В настоящее время, вместе со
средствами разведки и целеуказания, средствами управления с
электронно-вычислительной аппаратурой САУ 2С3М1 создает огневой ударный
комплекс, который с высокой эффективностью решает любые боевые задачи и
является системой высокоточного оружия.
| |
| | |
|
|