В системе профилактических мероприятий по преодолению пьянства и алкоголизма
ведущим направлением является совершенствование образа жизни и развитие духовной
культуры. В основе этой деятельности лежит формирование трезвости как
нравственного качества и нормы жизни каждого человека.
Профилактика пьянства и алкоголизма - это комплекс государственных, общественных и медицинских мероприятий, направленных на предотвращение систематического употребления алкоголя.
Около 30 лет назад (1975 год) Всемирная Организация Здравоохранения сделала вывод, что без законодательных (запретительных) мер все виды антиалкогольной пропаганды неэффективны
В истории нашего государства есть страницы, когда предпринимались попытки решения проблемы пьянства. Так, в период первой мировой войны (1914 - 1917 г.) эффективность запретительно-ограничительных мер оказалась недолговременной. Несмотря на то, что в период военно-мобилизационных действий в русской армии почти не встречались алкогольные психозы, законодательные запретительные меры спровоцировали рост нелегального производства спиртных напитков. Последнее осложнило алкогольную ситуацию и повлекло рост тяжелых отравлений суррогатами алкоголя.
Антиалкогольные кампании потерпели неудачи и в 1958, 1972 и 1985 годах, не приводили к стойкому оздоровлению алкогольной ситуации, а, напротив, давали обратный результат - повышение уровня среднедушевого потребления алкоголя и всплеск негативных медико-социальных последствий массовой алкоголизации.
Несмотря на значительный рост негативных тенденций антиалкогольных кампаний, были и позитивные моменты, касающиеся экономической, социальной и медицинской сторон. Так, в результате последней (1986) акции государственная казна пополнилась 45 млрд. рублей; повышение производительности труда на 1% дало 9 млрд. прибыли; снизилось количество прогулов в основных отраслях на 34-36%, что также снизило экономические потери. Общие экономические успехи превысили в 3-4 раза недобор от продажи алкогольных напитков. Медики отмечали снижение на 30% случаев смерти от несчастных случаев, отравлений и дорожно-транспортных происшествий по причине алкоголизма. Повысилась рождаемость на 500-600 тыс. человек и на селение увеличилось за 1986-1987 г. на 29 млн. человек.
Опыт мировой практики в борьбе с алкоголизмом свидетельствует о том, что основной целью антиалкогольной политики должны быть не запретительные меры, а снижение потребления алкоголя, так «сухой закон» не устраняет спрос на алкоголь, а порождает новые проблемы, Пьянство при этом не уменьшается, а производство алкоголя из легального превращается в подпольное, процветает самогоноварение.
Так как вытеснение алкоголя из жизни общества в обозримом будущем нереально, широкомасштабное вмешательство в сферу социальных аспектов алкоголепотребления должно быть постепенным, одобренным населением с учетом исторического опыта, культурных традиций народа, реальных условий жизни и экономической обеспеченности.
В решении антиалкогольной проблемы историей испытаны два подхода. Первый включает: ограничение доступности спиртных напитков путем сокращения производства и продажи алкогольной продукции, регулирование цен (повышением), ограничение времени и мест продажи и употребления; ограничение рекламы; увеличение возраста лиц, имеющих право приобретения спиртных напитков; ужесточение экономических санкций и карательных мер за нарушение запретов и ограничений и т.д. Второй подход предполагает: комплекс мер, направленных на уменьшение потребности (спроса) на алкоголь; оздоровление окружающей социальной среды, улучшение условий труда, быта, отдыха, пропаганда высоких социальных и духовных показателей, рост общей культуры; достоверная информация о вредном влиянии алкоголя на здоровье, пропаганда активного безалкогольного отдыха, борьба с антиобщественным поведением: формирование убеждения, что пьянство непрестижно, несовместимо с достойным поведением в обществе.
В качестве превентивных мер борьбы с алкоголизмом необходимо акцентировать внимание на фундаментальных принципах, лежащих в основе стратегии снижения связанного с алкоголизмом ущерба:
Алкоголь - это не такой же товар, как другие: это мощное психоактивное наркотическое вещество, пагубное действие которого проявляется не только при наличии зависимости, но также и при остром опьянении и длительном регулярном употреблении.
Не существует веских доказательств, что в целом один тип алкогольных напитков менее опасен, чем другой. Поэтому получаемые путем ферментации напитки должны рассматриваться как эквивалент других алкогольных напитков, а не просто как сельскохозяйственный продукт.
Не существует такого явления, как выпивка без риска. Все, что можно сказать по этому поводу: чем меньше алкоголя, тем меньше риск.
Несмотря на то, что люди с высоким потреблением алкоголя испытывают особенно серьезные проблемы как индивидуумы, в отношении воздействия на общество высокая доля ущерба обусловлена уровнями потребления, которые часто считают умеренными.
При формировании антиалкогольной политики ВОЗ предлагает обратить внимание на ущерб, связанный с потреблением алкоголя:
потребление алкоголя является причиной значительной смертности и заболеваемости;
с потреблением алкоголя связана 1/5 часть всех причин острой госпитализации, а также повышенное артериальное давление, сосудистые заболевания, рак, особенно желудочно-кишечного тракта, цирроз печени, психические нарушения;
потребление алкоголя является одной из трех главных причин дорожно-транспортных нарушений и смертей, а также несчастных случаев в быту, на отдыхе и на работе,
с потреблением алкоголя связано насилие в быту, распад семьи, расходы в социальной сфере и здравоохранении (экономический ущерб составляет 2-3% валового национального дохода).
Европейский план действий по борьбе с потреблением алкоголя, поддержанный представителями европейских государств в 1992 году, опирается на 5 стратегий укрепления здоровья, определенных в Оттавской Хартии.
разработке здоровой общественной политики, включающей вопросы здоровья в деятельность государственных политиков;
создании благоприятной окружающей среды, предполагающей развивать деятельность по поддержке альтернатив выпивкам в школах, вузах, на рабочих местах, в государственных и частных учреждениях, семье;
усилении общественной активности, поддерживающей инициативные группы, специалистов учреждений и администраций различных уровней, населения в борьбе с пьянством;
развитии профессиональных навыков с обеспечением информацией и обучением в школах, вузах, семьях, местах работы и отдыха с использованием каналов СМИ;
переориентировке служб здравоохранения, предполагающей развитие первичной медицинской помощи населению, помощи лицам с алкогольными проблемами.
Определенное отношение к алкоголю, складывающееся и поддерживающееся веками, обусловлено мифами: он обладает целительными и бодрящими свойствами, стимулирует аппетит, является источником силы и работоспособности, средством снятия психологической напряженности, источником веселья и т.д. Научные факты убедительно доказывают абсурдность мифов об алкоголе, которую необходимо понять каждому человеку.
миф |
реальность |
1. повышение аппетита |
алкоголь, принимаемый регулярно, приглушает рефлексы на еду, расстраивает пищеварение. |
2. согревающий эффект |
коварство алкоголя заключается в том, что создавая обманчивое ощущение тепла, он еще больше остужает организм. |
3. Снятие усталости |
вспышка видимой активности и возбуждения после выпитой рюмки всегда непродолжительна и обманчива, т.к. вскоре сменяется торможением и затуханием активности. |
4. 4. прилив сил и повышение работоспособности |
алкоголь не прибавляет сил ни до, ни во время, ни после работы. Вспышка энергии оборачивается торопливостью, развязностью, болтливостью, суетностью. Алкоголь не только не способен поднимать работоспособность, а снижает на 15-20%
|
Поведение, способствующее укреплению здоровья, является результатом осознанных действий каждого человека, направленных на сохранение своего здоровья и здоровья окружающих. Проводимые в настоящее время научные исследования говорят о том, что сбалансированное питание, регулярная двигательная нагрузка, отдых и разрядка, а также участие в приносящей удовлетворение общественной жизни способствуют утверждению чувства собственного благополучия и повышению сопротивляемости различным заболеваниям, в т.ч. и алкоголизму. В связи с этим очень важно повышать общую культуру населения, воспитывать культуру взаимоотношений в коллективе и семье.
Среди мер профилактического, культурно-воспитательного и образовательного характера необходимо отдавать предпочтение разумному и осознанному ограничению и преодолению потребности в алкоголе.
Основная работа по сокращению, а в дальнейшем и полному вытеснению алкогольной потребности должна вестись в семье и трудовых коллективах. Это основные звенья, где человек живет и работает.
В семье нравственные установки детей, в том числе и антиалкогольные, воспитываются не только словом родителей, но и всей их жизнью, каждым их поступком. Стиль жизни семьи, ее нравственные нормы - все это как губкой впитывается детьми. Не случайно А.С. Макаренко подчеркивал, что через семью наши дети входят в общество.
Учитывая актуальность проблемы и омоложение контингента, относящегося к группе «риска», а также возникновение тяжелых последствий как в плане здоровья, так и социальном поведении, особенно в настоящее нестабильное время, когда возникает много провоцирующих моментов и причин для приобщения к спиртным напиткам, а многие мероприятия и культурные формы проведения досуга ограничивают их спрос, антиалкогольную воспитательную работу необходимо активизировать на всех уровнях - среди детей и взрослых, на производстве, на отдыхе, в общественных местах - и осуществлять одновременно с воспитанием здорового образа жизни.
Задача сводится к тому, чтобы изменить общественное сознание в отношении места и роли алкоголя в жизни людей, питейных традиций и обычаев, определяющих алкогольные стереотипы поведения людей, а также мер по преодолению утвердившейся в обществе атмосфере пассивности и равнодушия к проявлению пьянства, культивировании истинно человеческих ценностей.
Особое внимание следует обратить на детей, подростков и молодежь.
В работе по гигиеническому воспитанию подрастающего поколения учебным заведениям принадлежит первостепенная роль.
Проведение широкой воспитательной работы в учебных заведениях всех уровней (школа, ПТУ, средние специальные и высшие учебные заведения) должны строиться на принципе повышения общей медико-гигиенической культуры, на формирование здорового образа жизни и трезвеннических установок. Принцип недопустимости употребления алкоголя детьми, подростками и молодежью является стратегической основой всей противоалкогольной работы среди подрастающего поколения, т.к. система образовательных учреждений охватывает все подрастающее поколение, и именно с детства формируются все привычки и образ жизни.
Гигиеническое воспитание строится на: 1) повышении информированности подростков о вреде и последствиях алкоголизма, т.к. их знания об этом слишком поверхностны и общи; 2) на формировании негативного отношения к алкоголизму. Эта работа должна быть направлена на ослабление или устранение факторов, способствующих употреблению спиртных напитков несовершеннолетними (улучшение микроклимата в семье и школе, рациональная организация свободного времени и досуга - активные формы вовлечения детей в кружки, секции, клубы, организация коллективных форм содержательного досуга -вечера, просмотры фильмов, диспуты, обсуждения книг и т.д.). Необходим акцент на трудных детях, «группах риска» с выявлением их интересов, способностей; 3) формирование гигиенического поведения, направленного на сохранение и улучшение здоровья, т.е. здорового образа жизни (занятия спортом, рациональное питание, профилактике стрессов и адаптация, режим труда и отдыха и др.).
Особое внимание должно быть уделено физкультуре. Этот элемент здорового образа жизни выступает как средство укрепления здоровья, как активный отдых, как культурный досуг, как резервное мероприятие в заполнении свободного времени.
В то же время физическая культура выступает в качестве альтернативы и неприемлемости алкогольных традиций.
Противоалкогольное воспитание как аспект первичной профилактики, как целостная система воспитания должно охватывать всех учащихся и студентов всех образовательных учреждений.
С учетом возрастных и психологических особенностей учащихся противоалкогольное воспитание раскрывает все стороны отрицательного влияния алкоголя на здоровье человека и жизнь общества в целом.
Смысл всей работы сводится к выработке негативной установки на употребление спиртного. Воспитание установок - сложный и трудоемкий процесс Формирование любых понятий, отношений, суждений, установок у детей проходит сложный путь. Ни одно понятие нельзя «внести» в сознание человека в готовом виде. Понятие должно сложиться в процессе накопления им самим чувственного житейского и специального опыта. Процесс формирования отношения начинается о накопления фактов, наблюдений и постепенного, сначала грубого, потом более тонкого анализа фактов, выделяя главное и существенное. Понятие складывается постепенно при активной работе самого ученика. Для того, чтобы сложившееся понятие стало «своим», необходим опыт практического использования данного понятия, установки, суждения, т.е. как говорил А.С. Макаренко, необходима «гимнастика поведения». Чтобы знание о вреде алкоголя «работало», необходима единая целенаправленная преемственная система воспитания, представляющая постепенное многократное и усложняющееся раскрытие действия алкоголя (начиная от простых примеров, картинок, рисунков, лабораторных опытов до примеров из жизни) с целью демонстрации глубоких взаимосвязей между алкоголем и ущербом, наносимым здоровью и обществу его употреблением.Система антиалкогольного обучения и воспитания способствует формированию представлений об алкоголе и мотиваций адекватного поведения.Примером может служить программа «Гигиеническое воспитание и формирование здоровья (1993), используемая в учебной программе Башкирского пединститута, которая позволила не только повысить информированность студентов, но формировать гигиенические навыки и позитивные изменения гигиенических характеристик. Так, число студентов, ограничивающих потребление алкогольных напитков, снизилось с 80,8% до 10,2%.
В целом, антиалкогольное воспитание должно опираться на этические принципы и цели и стратегии в отношении алкоголя, разработанные Европейской Хартией по алкоголю в 1995 году.