Армия России
Разработчик сайта, Садрисламов Рустам, приветствуют жюри конкурса "Лучший образовательный сайт-2011"
Меню сайта
Статистика
Форма входа
Профилактика алкоголизма

 В системе профилактических мероприятий по преодолению пьянства и алкоголизма ведущим направлением является совершенствование образа жизни и развитие духовной культуры. В основе этой деятельности лежит формирование трезвости как нравственного качества и нормы жизни каждого человека.

Профилактика пьянства и алкоголизма - это комплекс государст­венных, общественных и медицинских мероприятий, направленных на предотвращение систематического употребления алкоголя.

Около 30 лет назад (1975 год) Всемирная Организация Здраво­охранения сделала вывод, что без законодательных (запретительных) мер все виды антиалкогольной пропаганды неэффективны

В истории нашего государства есть страницы, когда предпринима­лись попытки решения проблемы пьянства. Так, в период первой ми­ровой войны (1914 - 1917 г.) эффективность запретительно-ограничительных мер оказалась недолговременной. Несмотря на то, что в период военно-мобилизационных действий в русской армии поч­ти не встречались алкогольные психозы, законодательные запретительные меры спровоцировали рост нелегального производства спиртных напитков. Последнее осложнило алкогольную ситуацию и повлекло рост тяжелых отравлений суррогатами алкоголя.

Антиалкогольные кампании потерпели неудачи и в 1958, 1972 и 1985 годах, не приводили к стойкому оздоровлению алкогольной си­туации, а, напротив, давали обратный результат - повышение уровня среднедушевого потребления алкоголя и всплеск негативных медико-социальных последствий массовой алкоголизации.

Несмотря на значительный рост негативных тенденций антиалкогольных кампаний, были и позитивные моменты, касающиеся экономической, социальной и медицинской сторон. Так, в результате послед­ней (1986) акции государственная казна пополнилась 45 млрд. рублей; повышение производительности труда на 1% дало 9 млрд. прибыли; снизилось количество прогулов в основных отраслях на 34-36%, что также снизило экономические потери. Общие экономические успехи превысили в 3-4 раза недобор от продажи алкогольных напитков. Ме­дики отмечали снижение на 30% случаев смерти от несчастных случа­ев, отравлений и дорожно-транспортных происшествий  по причине алкоголизма. Повысилась рождаемость на 500-600 тыс. человек и на селение увеличилось за 1986-1987 г. на 29 млн. человек.

Опыт мировой практики в борьбе с алкоголизмом свидетельствует о том, что основной целью антиалкогольной политики должны быть не запретительные меры, а снижение потребления алкоголя, так «сухой закон» не устраняет спрос на алкоголь, а порождает новые проблемы, Пьянство при этом не уменьшается, а производство алкоголя из легального превращается в подпольное, процветает самогоноварение.

Так как вытеснение алкоголя из жизни общества в обозримом бу­дущем нереально, широкомасштабное вмешательство в сферу соци­альных аспектов алкоголепотребления должно быть постепенным, одобренным населением с учетом исторического опыта, культурных традиций народа, реальных условий жизни и экономической обеспе­ченности.

В решении антиалкогольной проблемы историей испытаны два подхода. Первый включает: ограничение доступности спиртных напит­ков путем сокращения производства и продажи алкогольной продукции, регулирование цен (повышением), ограничение времени и мест продажи и употребления; ограничение рекламы; увеличение возраста лиц, имеющих право приобретения спиртных напитков; ужесточение экономических санкций и карательных мер за нарушение запретов и ограничений и т.д. Второй подход предполагает: комплекс мер, на­правленных на уменьшение потребности (спроса) на алкоголь; оздо­ровление окружающей социальной среды, улучшение условий труда, быта, отдыха, пропаганда высоких социальных и духовных показате­лей, рост общей культуры; достоверная информация о вредном влия­нии алкоголя на здоровье, пропаганда активного безалкогольного от­дыха, борьба с антиобщественным поведением: формирование убеж­дения, что пьянство непрестижно, несовместимо с достойным поведе­нием в обществе.

В качестве превентивных мер борьбы с алкоголизмом необходимо акцентировать внимание на фундаментальных принципах, лежащих в основе стратегии снижения связанного с алкоголизмом ущерба:

Алкоголь - это не такой же товар, как другие: это мощное психоактивное наркотическое вещество, пагубное действие которого проявляется не только при наличии зависимости, но также и при остром опьянении и длительном регулярном употреблении.

Не существует веских доказательств, что в целом один тип алкогольных напитков менее опасен, чем другой. Поэтому получаемые путем ферментации напитки должны рассматриваться как эквивалент других алкогольных напитков, а не просто как сельскохозяйственный продукт.

Не существует такого явления, как выпивка без риска. Все, что можно сказать по этому поводу: чем меньше алкоголя, тем меньше риск.

Несмотря на то, что люди с высоким потреблением алкоголя испытывают особенно серьезные проблемы как индивидуумы, в отношении воздействия на общество высокая доля ущерба обусловлена уровнями потребления, которые часто считают умеренными.

При формировании антиалкогольной политики ВОЗ предлагает об­ратить внимание на ущерб, связанный с потреблением алкоголя:

потребление алкоголя является причиной значительной смертности и заболеваемости;

с потреблением алкоголя связана 1/5 часть всех причин острой госпитализации, а также повышенное артериальное давление, сосудистые заболевания, рак, особенно желудочно-кишечного тракта, цирроз печени, психические нарушения;

потребление алкоголя является одной из трех главных причин дорожно-транспортных нарушений и смертей, а также несчастных случаев в быту, на отдыхе и на работе,

с потреблением алкоголя связано насилие в быту, распад семьи, расходы в социальной сфере и здравоохранении (экономический ущерб составляет 2-3% валового национального дохода).

Европейский план действий по борьбе с потреблением алкоголя, поддержанный представителями европейских государств в 1992 году, опирается на 5 стратегий укрепления здоровья, определенных в Оттавской Хартии.

разработке здоровой общественной политики, включающей вопросы здоровья в деятельность государственных политиков;

создании благоприятной окружающей среды, предполагающей развивать деятельность по поддержке альтернатив выпивкам в школах, вузах, на рабочих местах, в государственных и частных учреждениях, семье;

усилении общественной активности, поддерживающей инициативные группы, специалистов учреждений и администраций различных уровней, населения в борьбе с пьянством;

развитии профессиональных навыков с обеспечением информацией и обучением в школах, вузах, семьях, местах работы и отдыха с использованием каналов СМИ;

переориентировке служб здравоохранения, предполагающей развитие первичной медицинской помощи населению, помощи лицам с алкогольными проблемами.

Определенное отношение к алкоголю, складывающееся и поддер­живающееся веками, обусловлено мифами: он обладает целительны­ми и бодрящими свойствами, стимулирует аппетит, является источни­ком силы и работоспособности, средством снятия психологической напряженности, источником веселья и т.д. Научные факты убедитель­но доказывают абсурдность мифов об алкоголе, которую необходимо понять каждому человеку.

 

миф

реальность

1. повышение аппетита

алкоголь, принимаемый регулярно, приглушает рефлексы на еду, расстраивает пищеварение.

2. согревающий эффект

коварство алкоголя заключается в том, что создавая обманчивое ощущение тепла, он еще больше остужает организм.

3. Снятие усталости

вспышка видимой активности и возбуждения после выпитой рюмки всегда непродолжительна и обманчива, т.к. вскоре сменяется торможением и затуханием активности.

4. 4. прилив сил и повышение работоспособности

алкоголь не прибавляет сил ни до, ни во время, ни после работы. Вспышка энергии оборачивается торопливостью, развязностью, болтливостью, су­етностью. Алкоголь не только не способен поднимать работоспособность, а снижает на 15-20%

 

 

Поведение, способствующее укреплению здоровья, является ре­зультатом осознанных действий каждого человека, направленных на сохранение своего здоровья и здоровья окружающих. Проводимые в настоящее время научные исследования говорят о том, что сбаланси­рованное питание, регулярная двигательная нагрузка, отдых и разрядка, а также участие в приносящей удовлетворение общественной жиз­ни способствуют утверждению чувства собственного благополучия и повышению сопротивляемости различным заболеваниям, в т.ч. и алко­голизму. В связи с этим очень важно повышать общую культуру насе­ления, воспитывать культуру взаимоотношений в коллективе и семье.

Среди мер профилактического, культурно-воспитательного и обра­зовательного характера необходимо отдавать предпочтение разумно­му и осознанному ограничению и преодолению потребности в алкого­ле.

Основная работа по сокращению, а в дальнейшем и полному вы­теснению алкогольной потребности должна вестись в семье и трудо­вых коллективах. Это основные звенья, где человек живет и работает.

В семье нравственные установки детей, в том числе и антиалко­гольные, воспитываются не только словом родителей, но и всей их жизнью, каждым их поступком. Стиль жизни семьи, ее нравственные нормы - все это как губкой впитывается детьми. Не случайно А.С. Ма­каренко подчеркивал, что через семью наши дети входят в общество.

Учитывая актуальность проблемы и омоложение контингента, отно­сящегося к группе «риска», а также возникновение тяжелых последст­вий как в плане здоровья, так и социальном поведении, особенно в настоящее нестабильное время, когда возникает много провоцирую­щих моментов и причин для приобщения к спиртным напиткам, а мно­гие мероприятия и культурные формы проведения досуга ограничива­ют их спрос, антиалкогольную воспитательную работу необходимо активизировать на всех уровнях - среди детей и взрослых, на произ­водстве, на отдыхе, в общественных местах - и осуществлять одно­временно с воспитанием здорового образа жизни.

Задача сводится к тому, чтобы изменить общественное сознание в отношении места и роли алкоголя в жизни людей, питейных традиций и обычаев, определяющих алкогольные стереотипы поведения людей, а также мер по преодолению утвердившейся в обществе атмосфере пассивности и равнодушия к проявлению пьянства, культивировании истинно человеческих ценностей.

Особое внимание следует обратить на детей, подростков и моло­дежь.

В работе по гигиеническому воспитанию подрастающего поколения учебным заведениям принадлежит первостепенная роль.

Проведение широкой воспитательной работы в учебных заведени­ях всех уровней (школа, ПТУ, средние специальные и высшие учебные заведения) должны строиться на принципе повышения общей медико-гигиенической культуры, на формирование здорового образа жизни и трезвеннических установок. Принцип недопустимости употребления алкоголя детьми, подростками и молодежью является стратегической основой всей противоалкогольной работы среди подрастающего поколения, т.к. система образовательных учреждений охватывает все под­растающее поколение, и именно с детства формируются все привычки и образ жизни.

Гигиеническое воспитание строится на: 1) повышении информиро­ванности подростков о вреде и последствиях алкоголизма, т.к. их зна­ния об этом слишком поверхностны и общи; 2) на формировании нега­тивного отношения к алкоголизму. Эта работа должна быть направле­на на ослабление или устранение факторов, способствующих упот­реблению спиртных напитков несовершеннолетними (улучшение микроклимата в семье и школе, рациональная организация свободного времени и досуга - активные формы вовлечения детей в кружки, сек­ции, клубы, организация коллективных форм содержательного досуга -вечера, просмотры фильмов, диспуты, обсуждения книг и т.д.). Необ­ходим акцент на трудных детях, «группах риска» с выявлением их интересов, способностей; 3) формирование гигиенического поведения, на­правленного на сохранение и улучшение здоровья, т.е. здорового об­раза жизни (занятия спортом, рациональное питание, профилактике стрессов и адаптация, режим труда и отдыха и др.).

Особое внимание должно быть уделено физкультуре. Этот элемент здорового образа жизни выступает как средство укрепления здоровья, как активный отдых, как культурный досуг, как резервное мероприятие в заполнении свободного времени.

В то же время физическая культура выступает в качестве альтер­нативы и неприемлемости алкогольных традиций.

Противоалкогольное воспитание как аспект первичной профилакти­ки, как целостная система воспитания должно охватывать всех учащихся и студентов всех образовательных учреждений.

С учетом возрастных и психологических особенностей учащихся противоалкогольное воспитание раскрывает все стороны отрицатель­ного влияния алкоголя на здоровье человека и жизнь общества в целом.

Смысл всей работы сводится к выработке негативной установки на употребление спиртного. Воспитание установок - сложный и трудоемкий процесс Формирование любых понятий, отношений, суждений, установок у детей проходит сложный путь. Ни одно понятие нельзя «внести» в сознание человека в готовом виде. Понятие должно сложиться в процессе накопления им самим чувственного житейского и специального опыта. Процесс формирования отношения начинается о накопления фактов, наблюдений и постепенного, сначала грубого, по­том более тонкого анализа фактов, выделяя главное и существенное. Понятие складывается постепенно при активной работе самого учени­ка. Для того, чтобы сложившееся понятие стало «своим», необходим опыт практического использования данного понятия, установки, сужде­ния, т.е. как говорил А.С. Макаренко, необходима «гимнастика поведе­ния». Чтобы знание о вреде алкоголя «работало», необходима единая целенаправленная преемственная система воспитания, представляю­щая постепенное многократное и усложняющееся раскрытие действия алкоголя (начиная от простых примеров, картинок, рисунков, лабора­торных опытов до примеров из жизни) с целью демонстрации глубоких взаимосвязей между алкоголем и ущербом, наносимым здоровью и обществу его употреблением.Система антиалкогольного обучения и воспитания способствует формированию представлений об алкоголе и мотиваций адекватного поведения.Примером может служить программа «Гигиеническое воспитание и формирование здоровья (1993), используемая в учебной программе Башкирского пединститута, которая позволила не только повысить ин­формированность студентов, но формировать гигиенические навыки и позитивные изменения гигиенических характеристик. Так, число сту­дентов, ограничивающих потребление алкогольных напитков, снизи­лось с 80,8% до 10,2%.

В целом, антиалкогольное воспитание должно опираться на этиче­ские принципы и цели и стратегии в отношении алкоголя, разработан­ные Европейской Хартией по алкоголю в 1995 году.

Поиск
Друзья сайтаМинистерство обороны Российской Федерации

Copyright Садрисламов Рустам © 2024 Создать бесплатный сайт с uCoz