танк Черный Орел
История создания
Танк «Черный орел» (глубокая модернизация танка Т-80У как
«Объект 640») разработан как отечественный танк четвертого поколения, в
котором реализовано множество новаторских и перспективных решений.
«Чёрный орёл» разработан в 90-е гг. Омским конструкторским бюро
транспортного машиностроения (ФГУП КБТМ) с использованием разработок
ленинградского КБ-3.
Первый опытный образец танка, продемонстрированный в 1997 г.,
представлял собой ходовую часть танка Т-80У с башней новой конструкции.
В последующем был создан образец с башней на шасси с семью катками.
Основные конструктивные особенности
В основу новой разработки была положена
концепция использования танков в локальных конфликтах как средств
усиления, что требует значительного повышения их подвижности,
транспортабельности и способности к быстрому перебазированию в район
боевых действий, в конечном итоге – снижение их массы, которая по
мнению специалистов должна быть в пределах 40-50 т. При этом снижение
массы не должно снизить живучесть танков в боевых условиях и сократить
период их жизненного цикла.
Компоновка танка позволила уменьшить его высоту, по сравнению с
Т-80, на 400 мм и сделала «Черный орел» самым низким танком в своем
классе. Горизонтальное расположение боекомплекта в корме башни
обеспечило возможность использования более длинных и мощных бронебойных
подкалиберных боеприпасов, а также упростило автоматическое заряжание и
повысило скорострельность. Большие углы наклона лобовых листов башни
обеспечили более надежную защиту танка от поражения бронебойными
подкалиберными снарядами.
В качестве основного средства поражения на танке должна быть
установлена 125-мм гладкоствольная пушка. Бортовой информационный
комплекс обеспечивает контроль за всеми основными системами машины, а
также автоматизированный обмен информацией с другими танками и
вышестоящими командирами. Танк оснащен новым газотурбинным двигателем
мощностью более 1500 л.с. и имеет боевую массу около 50 т. В результате
этого динамические характеристики Черного орла должны значительно
превосходить характеристики западных танков третьего поколения с
удельной мощностью 20-25 л. с./т.
Бронированный корпус танка разделен на три
герметичных, изолированных друг от друга отсека вертикальными броневыми
листами, установленными вдоль продольной оси машины. В среднем отсеке
расположено отделение управления, связанное с боевым отделением, а в
бортовых отсеках размещены топливные баки. Все члены экипажа размещены
в корпусе танка ниже уровня башни. Доступ к местам их расположения
осуществляется через люк механика-водителя (в корпусе танка) и люки
командира и наводчика (в корпусе башни). Места экипажа имеют
регулируемые по-походному и по-боевому сиденьями. В последнем случае
экипаж находится ниже уровня погона башни, а в положении по-походному
командир танка и наводчик располагаются в корпусе и в башне.
Вертикальные броневые листы отсеков корпуса со стороны
топливных покрыты плитами из противорадиационного материала, а со
стороны отделения управления и боевого отделения – плитами из
противоосколочного материала.
Боекомплект размещен в автомате заряжания, установленного в
нише башни и выполненного в виде съёмного бронированного модуля с
вышибными броневыми панелями, срабатывающими в случае детонации.
Башня сварная
принципиально нового типа. Она выполнена в виде жестко закрепленных на
общем основании двух симметрично разнесенных броневых отсеков. Каждый
из них образован разнесенными между собой наружными и внутренними
боковыми стенками, выполненными по переднему контуру в секторе от
амбразуры до поперечной оси башни в виде усеченных пирамид,
расположенных соосно. Угол наклона боковых граней пирамид равен 20-300
от основания. Снаружи башня представляет собой низкий, опирающийся на
погон плоский купол, который спереди скруглен, по бокам прямолинейный,
а в кормовой части ограничен поперечным вертикальным кормовым листом.
Считается, что за счет оптимизации основных геометрических
размеров (высоты и ширины) и целесообразной формы установленных
броневых деталей обеспечено значительное повышение защищенности и
живучести башни при минимальном увеличении ее массы. Это достигается:
• исполнением боковых стенок в виде усеченных пирамид с углом
наклона боковых граней в 20-300 от горизонтального основания и
установка крыши с наклоном от кормового листа к амбразуре и от
продольной оси башни к бокам под углом 4-60, что способствует рикошету
снарядов и улучшает сопротивление броневых листов. Причем толщина
стенок по направлению движения снаряда при повороте башни остается
постоянной и обеспечивается заданный (одинаковый) уровень защиты при
больших курсовых углах обстрела;
• наклоном граней боковых стенок на угол 20-300 от
горизонтальной плоскости, что обеспечивает защиту от снарядов в
горизонтальной плоскости, так и от средств поражения сверху;
• выполнением боковых стенок в виде граненых усеченных пирамид,
что позволило внутренний объем между стенками заполнить наполнителем, а
на наружной поверхности устанавливать, при необходимости, элементы
навесной динамической защиты;
• жестким креплением наружных и внутренних стенок на общем
массивном основании, равным по высоте 0,20-0,25 высоты башни,
обеспечивающим увеличение жесткости и прочности конструкции башни и
повышает защищенность ее нижней части;
• оптимальным соотношением между расстоянием от поперечной оси
башни до кормового листа к ширине башни, равном 0,31-0,33 и др. За счет
выбора оптимальных форм броневых деталей, их взаимного расположения и
габаритов обеспечено увеличение защищенности в 1,7-2 раза при
увеличении общей массы на 20-30%.
Автоматический механизм заряжания (АЗМ)
пушки (магазин, ленточный конвейер, приводные механизмы, кассеты для
транспортировки выстрела, приемный лоток м др.) представляет собой
автономный съемный транспортно-заряжающий контейнер, который
обеспечивает ее автоматическое заряжание выстрелами с выносом
боеприпасов из боевого отделения наружу башни. В контейнере размещены
конвейер с выстрелами и приводными механизмами. В отличие от
отечественных и зарубежных аналогов боекомплект танка расположен
отдельно от экипажа в АЗМ, размещенного за башней. Боекомплект танка
«Черный Орел» увеличен до 32 выстрелов (Т-90 – 22, Т-80У – 28,
«Леклерк» - 22).
Ходовая часть танка выполнена по
семиопорной схеме с использованием гусеничных лент с двумя съемными
уширителями (устанавливаются по бокам гусеницы). Среднее удельное
давление на грунт танка без уширителей (с уширителями) составляет
0,87-0,9 (0,8-0,81) кг/см2. Со снятыми уширителями гусениц танк может
транспортироваться по железной дороге.
Защита танка
модульная трехуровневая и предполагает сохранение его боеспособности на
поле боя и возможность восстановления после воздействия поражающих
средств. Это достигается комплексным использованием мощной динамической
и баллистической защиты в совокупности с конструктивными особенностями
танка. Эти меры позволили впервые в мировом танкостроении реализовать
эффективную защиту башни сбоку и сверху от различных боеприпасов
(BILL-2, Javelin, суббоеприпасов на основе ударного ядра). Элементы
защиты могут быть легко заменены или модернизированы с минимальными
затратами в короткие сроки.
Третий уровень защиты обеспечивается комбинированным
бронированием танка и использованием динамической защиты. В качестве
второго уровня на танке используется комплекс активной зашиты с боевыми
выстреливаемыми элементами типа «Дрозд-2», который обеспечивает
обнаружение и уничтожение поражающих средств, движущихся в направлении
танка на безопасном удалении от корпуса и исключающим поражение танка.
Первый уровень защиты танка представляет собой комплекс приборов типа
«Штора» («Штора-2» и пр.), который обнаруживает и подавляет
оптико-электронные средства наблюдения и наведения противника на
удалении 500-5000 м и более. Комплекс «Штора» включает индикаторы
лазерного излучения переднего и заднего сектора (установлен на крыше
башни) и съемного модуля пусковых мортир для пуска гранат и постановки
аэрозольных помех.
|