Бронетанковая техника оснащается комплексом средств поражения, автоматических систем и приборов управления вооружением. Оно включает танковые пушки, ракетные и реактивные пусковые установки, огнеметы, гранатометы, пулеметы, а также боеприпасы, прицелы, стабилизаторы оружия и прицелов, приводы наведения оружия, системы управления ракетами, дальномеры, вычислители и др.
По типу движителя современная бронетанковая техника подразделяется на гусеничные и колесные; значительная часть этих машин – плавающие, некоторые авиатранспортабельные.
Броневая защита у танков и создаваемых на их базе машин – противоснарядная, у большей части других машин бронетанковой техники – противопульная (противоосколочная).
Шасси танков, БМП, БТР и БРМ широко используются для производства бронированной техники различного предназначения. На их базе создаются боевые машины артиллерии (самоходные артиллерийские установки (САУ), реактивные установки залпового огня, пусковые установки противотанковых ракетных комплексов (ПТРК), самоходные минометы и др.), боевые машины противоздушной обороны (пусковые установки зенитных ракетных комплексов, зенитные самоходные установки (ЗСУ) и др.), бронированные машины инженерной техники (тягачи, мостоукладчики, путепрокладчики, котлованные машины, самоходные паромы, инженерные машины разграждения, бронированные машины разминирования и др.), а также ряд других машин.
Танк, гусеничная боевая машина высокой проходимости, полностью бронированная, с вооружением для поражения различных целей на поле боя.
Название «танк» взято из английского языка (tank – бак, резервуар). Во время Первой мировой войны это наименование использовалось британцами для обеспечения секретности разработки первых танков, строительство первых бронированных машин англичане вели под видом создания водяных баков (танков) новой конструкции. В Германии распространение получило название «панцеркампфваген» (panzercampfvagen – Pz.Kpfw; боевая бронированная повозка) или сокращенно «панцер» (panzer – Pz).
Компоновка танка. Основные элементы конструкции современных танков – броневой корпус и башня, комплекс вооружения, силовая установка, трансмиссия с приводами управления, ходовая часть, приборы наблюдения и прицеливания, электрооборудование средства связи, система противопожарного оборудования и др. Их функционально обусловленное размещение определяет компоновку танка, которая делится на общую и частную.
Общая компоновка танка принципиально определяет число и взаимное положение отделений танка, конструкцию корпуса и башни. Она классифицируется по трем основным признакам:
По принципу установки вооружения:
во вращающейся башне. В настоящее время такая компоновка наиболее распространена (например, советский средний танк Т-54, американский основной боевой танк М60);
без башни (в корпусе). Примерами являются первый британский танк Mk I, а также современный шведский танк Strv-103. У Strv-103 наведение танковой пушки осуществляется поворотом и наклоном корпуса с помощью регулируемой гидропневматической подвески;
в поворачивающейся башне. Такая компоновка характерна для многобашенных танков (например, советский пятибашенный тяжелый танк Т-35, британский крейсерский танк Mark I), строившихся перед Второй мировой войной. При этом установленное в башне вооружение имеет ограниченный сектор обстрела.
По условию размещения экипажа:
в корпусе и башне (наиболее распространено). В частности, у советского основного боевого танка Т-72 рабочее место механика-водителя находится в отделении управления в носовой части корпуса, командир танка и наводчик размещены в боевом отделении в башне;
Всего экипажа в корпусе (например, Strv-103);
Всего экипажа в башне.
По размещению двигателя и трансмиссии:
с кормовым размещением двигателя и трансмиссии. В настоящее время такое размещение моторно-трансмиссионного отделения наиболее распространено (например, американский основной боевой танк M1 «Абрамс»). Такая компоновка позволяет наилучшим образом защитить двигательный отсек от огня противника;
с носовым размещением двигателя и трансмиссии. Реализована в израильских основных боевых танках «Меркава», а также в аргентинском легком танке ТАМ. При таком расположении моторно-трансмиссионное отделение выполняет роль дополнительной защиты экипажа;
с кормовым размещением двигателя и носовым трансмиссии. Характерна для германских танков Второй мировой войны (например, средний танк Pz.III).
Большинство современных танков создано по т.н. классической танковой компоновочной схеме, впервые примененной в французском легком танке Первой мировой войны «Рено» FT-17. Основными признаками такой схемы являются установка основного вооружения во вращающейся башне посередине корпуса, размещение отделения управления в передней части корпуса, боевого отделения в средней части в башне и моторно-трансмиссионного отделения в корме. Такая компоновка обеспечивает равные углы снижения оружия при стрельбе в сторону носа и кормы, наилучшие условия кругового обзора, более равномерное распределение нагрузки от башни по опорной поверхности, лучшую проходимость, а также уменьшение вредного влияния на членов экипажа продольно-угловых колебаний машины.
Частная компоновка танка определяет устройство отделений и элементов машины.
Компоновка отделения управления направлена на обеспечение удобства в работе экипажа и оптимальных условий видимости при наиболее снарядостойкой форме передней части корпуса и его малой высоте. Большое влияние на компоновку отделения управления оказывает совершенство приводов управления. Применение сервоприводов и автоматики с малыми ходами органов управления позволяет значительно уменьшить объем этого отделения и сократить число органов управления агрегатами трансмиссии.
Компоновка боевого отделения зависит от выбранного комплекса вооружения и обеспечения максимальной эффективности его использования. При этом большое значение имеет степень автоматизации процесса заряжания. При ручном заряжании танковой пушки (характерно для большинства танков западных стран) для повышения скорострельности заряжающему выделяют большой объем и обеспечивают достаточную высоту рабочего места, устанавливают легкосъемное сидение и вращающийся вместе с башней полик, наиболее рационально размещают первую очередь боекомплекта. При механизированном заряжании (все советские основные боевые танки, начиная с Т-64, французский танк «Леклерк», японский «90») компоновка боевого отделения зависит от выбранного типа механизма заряжания и конструкции механизированной боеукладки. Кроме того, применение автомата заряжания позволяет сократить экипаж на одного человека (заряжающего).
Компоновка моторно-трансмиссионного отделения танка подчинена интересам достижения максимальной плотности компоновки двигателя, трансмиссии и их систем. Основными конструктивными способами сокращения объема моторно-трансмиссионного отделения являются поперечное размещение двигателя, сокращение числа агрегатов трансмиссии за счет объединения в общем блоке или за счет совмещения их функций, объединение двигателя и трансмиссии в общий блок, применение более компактной системы охлаждения, сокращение длины воздуховодов, сокращение объемов, занимаемых трубопроводами, путем использования полостей и сверлений в агрегатах, вынос части элементов из забронированного объема (например, наружные топливные баки), применение серво- и электроприводов управления двигателем и трансмиссией, применение топливных баков со сложной пространственной конфигурацией и размещением внутри них механизмов.
К основным боевым свойствам танка относятся его огневая мощь, защищенность, маневренность и командная управляемость.