|
БМП-1
Боевая машина пехоты, предназначенная для комплектования
мотострелковых подразделений и повышающая их подвижность и огневую мощь
на поле боя.
История создания
В
начале 60-х годов была начата разработка нового бронетранспортера для
замены устаревшего колесного БТР-50П. Уже первые прототипы показали их
значительное превосходство над колесными предшественниками, что привело
к пересмотру тактики их применения на поле боя. Таким образом, в СССР
появилась новая категория военной техники - боевые машины пехоты (БМП),
официальный показ которых состоялся в 1967 г., когда их значительное
количество уже находилось на вооружении подразделений и частей
Советской Армии. Высокоманевренная и скоростная БМП-1, сочетающая в
себе огневую мощь, высокую мобильность и хорошую защищенность, положила
начало семейству подобных машин.
БМП-1
разработана Конструкторским бюро Челябинского тракторного завода и
серийно производилась ОАО "Курганмашзавод" (г. Курган). Принята на
вооружение в 1966 г., серийно выпускалась по 1979 г. и является одним
из видов бронетанковой техники, которая заметно усилила наступательную
и огневую мощь мотострелковых подразделений Советской Армии. Небольшая
масса и размеры БМП-1 обеспечили ей малую уязвимость на поле боя,
плавучесть и удобство транспортирования по воздуху, а легкость
управления машиной в сочетании с большим запасом хода по топливу,
высокой надежностью и простотой эксплуатации существенно расширили
диапазон ее боевого использования.
В
настоящее время производство БМП-1 прекращено. Для повышения боевой
эффективности машин, состоящих на вооружении, в т.ч. и за рубежом, ОАО
"Курганмашзавод" разработало различные варианты модернизации с
одновременным проведением их капитального ремонтаНазначение
Боевая
машина пехоты БМП-1 предназначена для оснащения мотострелковых частей и
подразделений и повышения их маневренных и огневых возможностей в бою,
особенно по борьбе с бронированными целями противника, защищенности
личного состава от огня стрелкового и поражающих факторов оружия
массового поражения, а также повышения возможностей войск по
преодолению водных преград. Конструктивные особенности
В
передней части корпуса БМП-1 слева по ходу размещено отделение
управления и силовое отделение справа, в средней части - боевое
отделение с одноместной башней кругового вращения. В кормовой части
машины находится десантное отделение для восьми стрелков, размещенных
вдоль бортов, которые могут выходить из машины через кормовой
двухстворчатый люк.
Корпус
и башня БМП-1 сварены из стальных катаных броневых листов толщиной от 6
до 26 мм с большим наклоном лобовых плит с целью увеличения рикошета.
Дополнительным элементом защиты является волноотражающий щиток, лежащий
на верхней лобовой плите. Большинство имеющихся в корпусе отверстий
(люки над силовым отделением, отверстия для установки радиаторов и люки
для экипажа, стрелковые гнезда по бортам, проем для большой
двухстворчатой двери и др.) закрывается крышками, выполненных из легких
сплавов. Несмотря на некоторое ослабление броневой защиты, это
позволяет уменьшить массу бронирования, что повышает плавучесть и
простоту обслуживания машины.Для противодействия проникающему излучению ядерного взрыва используется противорадиационный подбой.Стрелковые
гнезда в бортах БМП прикрыты снаружи дополнительными крышками
каплеобразной формы и открываются изнутри. Кроме того, на боковых
стенках корпуса снаружи закреплены экраны из легких сплавов,
закрывающие верхние ветви гусениц. При движении по воде они создают
гидродинамический туннель, способствующий формированию движущей силы.
В
отделении управления установлено кресло механика-водителя, находятся
приборы, штурвал, рычаги и другие органы управления машиной. Управление
трансмиссией осуществляется гидравлической системой. Для наблюдения за
местностью механик-водитель имеет три перископа, которые расположены по
окружности его люка с крышкой, поворачивающейся вправо. В условиях
плохой видимости (ночь, дождь, метель) вместо среднего перископа
ТНПО-170 устанавливается активный прибор ночного видения.
За
креслом механика-водителя расположено место командира машины, куда он
попадает через люк в корпусе. Крышка люка с размещенными на ней
универсальным прибором наблюдения ТКН-3, спаренным с инфракрасным
прожектором, и два перископа, находится на подшипниках и вращается
вкруговую. Кормовая
часть машины рассчитана для размещения мотострелкового отделения из
восьми солдат с полной выкладкой. Здесь же установлен основной
топливный бак, являющийся одновременно спинкой для сидящих спиной к
спине солдат. Шесть десантников, находящиеся со стороны передней части
машины, могут вести огонь из личного оружия через стрелковые гнезда.
Солдат, сидящий у левой створки двери, также может вести огонь и
прикрывать машину с кормы. Последний десантник является командиром
отделения, поддерживает связь с командиром БМП, сидит у правой створки
двери и ведет наблюдение за местностью через перископ. Вооружение
Машина
оснащена 73-мм гладкоствольным орудием 2А28 "Гром" и спаренным с ним
7,62-мм пулеметом ПКТ Наведение осуществляется электрическими
приводами. Орудие оснащено автоматом заряжания. Для стрельбы по целям
могут использоваться активно-реактивные кумулятивные и осколочные
выстрелы. Орудие может вести огонь со скорострельностью 8-10 выстрелов
в минуту, прицельная дальность стрельбы которого составляет 1300 м.
Вертикальный угол обстрела основным вооружением составляет от -4 до +30
градусов. На крыше башни установлена выдвижная пусковая установка ПТУР
9М14М "Малютка" с ручным управлением по проводам. Боекомплект 73-мм
орудия - 40 выстрелов, 4 противотанковые ракеты для ПТУР 9М14М и 1000
патронов для 7,62 мм пулемета.
В
боевой укладке машины может быть переносный зенитный ракетный комплекс
типа "Стрела-2" с двумя ракетами или ручной противотанковый гранатомет
РПГ-7 с 5 гранатами, 10 ручных гранат Ф-1, сигнальный пистолет.
Для
наводчика-оператора установлен прицел 1ПН22М1, командир машины
пользуется бинокулярным, перископическим, комбинированным прибором
наблюдения ТКН-ЗБ. На машине устанавливаются 19 перископических
призменных приборов экипажа и десанта ТНПО-170.
| |