БМД-1Легкая гусеничная плавающая боевая машина, предназначенная для
повышения мобильности, огневых возможностей и защищенности частй и
подразделений ВДВ
История создания
БМД-1
разработана и производилась Волгоградским тракторным заводом (сегодня
"Волгоградская машиностроительная компания "ВгТЗ"). Принята на
вооружение в 1969 г. В настоящее время производство БМД-1 завершено.
Назначение
Боевая
плавающая гусеничная машина десанта БМД-1 предназначена для оснащения
подразделений воздушно-десантных войск с целью повышения их
мобильности, вооруженности и защищенности. Может десантироваться с
самолетов военно-транспортной авиации парашютным и посадочным способом
с самолетов типа Ан-12. Является первой в мире машиной данного класса.
Особенности компоновки
Особенности
компоновки БМД-1 в отличие от БМП-1 обусловлены необходимостью
расширить огневые возможности размещенных в ней стрелков . Машинаусловно разделена на три части.
В
передней части корпуса размещены механик-водитель, справа от него
командир машины, а слева пулеметчик, которые могут вести огонь
из автономных 7,62-мм пулеметных установок.
Средняя
часть машины служит для установки одноместной башни с основным
вооружением, в которой слева от орудия располагается наводчик-оператор.
За башней находится отделение для трех десантников.
Моторно-трансмиссионное
отделение находится в корме машины. Спешивание десантников происходит
через кормовой люк благодаря низкому двигателю и вынесенной системе
охлаждения в бортовые отсеки.
Масса
БМД-1 – 7,6 т. Габариты: длина -5400 мм, ширина – 2630 мм, высота -1620
-1970 мм, клиренс (переменный) 450 -100 мм. Боевой расчет - 7 человек. Маневренность
Высокие
подвижность и маневренность БМД-1 обеспечиваются V-образным
6-цилиндровым четырехтактным дизельным двигателем 5Д-20 с жидкостным
охлаждением, мощностью 240 л.с. Конструктивно он близок двигателю
УТД-20, установленному на БМП-1.
Система
питания воздухом имеет устройство воздухозабора из двух кинематически
связанных клапанов, которые обеспечивают попеременный забор воздуха
снаружи машины и из боевого отделения, что повышает безопасность
движения на плаву. Всасываемый двигателем воздух может подогреваться.
Эжекционная
система охлаждения обеспечивает отсос пыли из воздухоочистителя и
вентиляцию МТО. Она имеет отопитель калориферного типа для обогрева
боевого отделения. Пуск двигателя осуществляется электростартером,
возможен пуск воздухом, но компрессор в машине не предусмотрен. Имеется
механизм автоматического действия защиты двигателя, предотвращающий
попадание воды в его цилиндры при остановке во время преодоления водной
преграды или мойки.
Механическая
трансмиссия состоит из однодискового фрикциона сухого трения, простой
ступенчатой коробки передач (4 передачи переднего и 1 заднего хода) с
постоянным зацеплением шестерен и синхронизаторами на 3-ей и 4-ой
передачах, двух бортовых фрикционов с ленточными тормозами и двух
одноступенчатых планетарных бортовых редукторов. Бортовые фрикционы
многодисковые сухого трения. Главный фрикцион, коробка передач,
бортовые фрикционы объединены с двигателем в один силовой блок.
Ходовая
часть имеет по 5 опорных и 4 поддерживающих катка на каждом борту,
стальные мелкозвенчатые гусеницы с открытыми металлическими шарнирами,
индивидуальную гидропневматическую подвеску, состоящую из 10
пневматических рессор. Ведущие колеса сзади, направляющие колеса
впереди. Опорные катки двускатные, поддерживающие катки односкатные. Те
и другие имеют резиновые бандажи. Механизм натяжения гусениц
кривошипный с электрогидравлическим приводом. Гидропневматическая
подвеска позволяет изменять клиренс, в т.ч. и при подготовке к
десантированию. Управление гидросистемой осуществляется
механиком-водителем.
Удельное давление на грунт составляет 0,47 кг на кв.см.
Передвижение
по воде и управление обеспечивается двумя водометными движителями с
заслонками, установленными в кормовой части. Для откачки воды
используются два насоса с электродвигателями.
Максимальная
скорость по шоссе - 60-62 км/ч, по воде -10 км/ч. Запас хода составляет
320 км, запас топлива - 500 л. Машина может преодолевать ров шириной 2
м, стенку высотой 0,7 м и подъем в 32 град. с креном не более 18 град.
Вооружение
Основное
вооружение аналогично вооружению БМП-1 и установлено в одноместной
конической сварной вращающейся башне. В его состав входят: 73-мм
гладкоствольное орудие 2А28 с упрощенным автоматом заряжания и
концентрическими противооткатными устройствами, спаренный с ним 7,62-мм
пулемет ПКТ, установленная над пушкой ПУ ПТУР 9М14М "Малютка" с ручным
управлением по проводам, два 7,62-мм пулеметы в каждом углу передней
части корпуса. В боекомплект орудия входят 40 кумулятивных и
осколочно-фугасных выстрелов к орудию, 4 ПУ ПТУР и 2000 7,62-мм патрона.
Для
прицеливания наводчик использует комбинированный (дневной и
бесподсветочный ночной) прицел 1ПН22М1, четыре перископических прибора
ТНПО-170, командир машины и стрелки-пулеметчики - перископические
приборы наблюдения-прицелы ТНПП-220. В ночных условиях командир
пользуется перископическим бинокулярным бесподсветочным прибором
ТВНЕ-4. Стрелки-десантники могут использовать два призменных прибора
ТНПО-170 и перископический прибор МК-4С.
Другое оборудование
Кроме
указанного, БМД-1 оборудована автоматическим противопожарным
оборудованием (автоматическая установка ППО с системой термодатчиков в
МТО, ручной огнетушитель), радиостанция Р-123, танкопереговорное
устройство ТПУ Р-124 на пять абонентов.
Модификации
БМД-1
стала базой для создания целого семейства машин различного назначения.
В период с 1969 по 1984 гг. были разработаны и серийно производились
бронетранспортер БТР-Д, машина управления артиллерией 1В119,
бронированная ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ-Д, самоходное орудие
2С9 «Нона-С» (всего 15 модификаций).
БМД-1К
- командирский вариант машины (1971 г.), который предназначен для
обеспечения надежности и оперативности управления подразделениями. В
отличие от БМД-1, на командирской машине дополнительно установлены
вторая радиостанция Р-123М, антенный фильтр, позволяющий работать двум
радиостанциям на одну антенну, второй аппарат А2 переговорного
устройства Р-124, бензоэлектрический агрегат АБ-0,5-П/30,
курсоуказатель ГПК-59, отопитель калориферного типа и вентилятор
среднего отделения, два съемных столика.
Для
улучшения условий работы командира с машины снята левая курсовая
пулеметная установка, а боекомплект к пулеметам ПКТ уменьшен до 3250
патронов. В целях обеспечения размещения в машине зарядного агрегата
(по-походному) демонтировано среднее заднее сиденье
стрелка-автоматчика. Установленное на командирской машине
дополнительное оборудование обеспечивает: оперативную связь с
вышестоящим командиром, автономное питание (энергообеспечение) средств
связи машины на стоянке при неработающем двигателе машины, вождение
машины по заданному курсу в сложных условиях ориентирования, обогрев
обитаемых отделений машины в условиях низких температур и др.
БМД-1П вариант с ПУ для ПТУР 9М111 "Конкурс" и прицелом наводчика 1ПН22М2.
БТР-Д –
плавающий авиадесантный бронетранспортер с удлиненным шасси без башни.
Он предназначен для перевозки личного состава и раненых, а также для
транспортировки вооружения, боеприпасов, горюче-смазочных материалов и
других военных грузов. Масса 8 т, грузоподъемность 1400 кг, экипаж и
десант 14 человек. Вооружен двумя курсовыми пулеметами ПКТ с
боекомплектом 2000 патронов. Вместо башни используется небольшая
вращающаяся командирская башенка, в которой установлено 2 прибора
наблюдения ТНПО-170А и прибор ТКН-3Б с осветителем. В бортах корпуса и
в кормовом люке имеется 5 амбразур с броневыми заслонками и шаровыми
опорами для стрельбы из автоматов. Увеличена длина опорной поверхности
гусениц, на каждом борту установлено по 6 опорных и 5 поддерживающих
катков. По подвижности и защищенности БТР-Д близок БМД-1.
БРЭМ-Д - ремонтная машина.
БТР-ЗД
- гусеничное плавающее шасси. На нем может быть
размещена спаренная зенитная установка ЗУ-23-2, предназначенная для
защиты подразделений ВДВ от ударов низколетящих самолетов и
вертолетов противника.
Кроме того, оно может быть использовано в качестве гусеничной базы для 120-мм самоходного орудия "Нона-С"