БТР-Т
Высокоманевренное
бронированное средство, обеспечивающее повышение защищенности,
подвижности и огневых возможностей мотострелковых подразделений в
условиях современного общевойскового боя.
История создания
Опыт
локальных войн и военных конфликтов показал, что существующие колесные
и гусеничные машины (БТР-80, БРДМ, БМП, МТ-ЛБ) не всегда обеспечивают
должную защиту личного состава на поле боя.
В
связи с этим КБ транспортного машиностроения (КБТМ. г. Омск, главный
конструктор Д. Агеев) разработало и совместно с Омским заводом
транспортного машиностроения ("Омсктрансмаш") изготовило опытный
образец тяжелого бронетранспортера (БТР-Т) на базе танка Т-55. Большое
количество этих танков находится на вооружении армий других стран и
могут быть использованы для создания на их базе тяжелых
бронетранспортеров пехоты.
Впервые
БТР-Т был продемонстрирован на выставке вооружений ВТТВ-97 (г.Омск,
1997 г.). По предварительным оценкам экспертов стоимость машины типа
БТР-Т может составить 600 тыс. дол., а стоимость переоборудования танка
Т-55 в БТР-Т значительно дешевле.
Назначение
БТР-Т
предназначен для эффективной защиты личного состава мотострелковых
подразделений на поле боя в условиях огневого контакта с противником, а
также поражения его целей. Бронетранспортер оснащен системой постановки
дымовых завес и встроенной динамической защитой.
Компоновка и основные конструктивные особенности
Переоборудование
танка Т-55 в БТР-Т предусматривает установку в передней части корпуса
вместо танковой низкопрофильной башни с различным вооружением.
Одновременно, с целью создания дополнительного места для экипажа и
десанта наращиваются борта в передней части машины.
Моторно-трансмиссионное отделение сохраняется в кормовой части машины.
Внутреннее
пространство корпуса, кроме моторно-трансмиссионного отделения,
занимает отсек для размещения в нем отделения управления, боевого и
десантного отделений. Слева в его передней части располагается
механик-водитель, справа от него установлена низкопрофильная башня с
вооружением, а в задней части – места для пяти пехотинцев-десантников с
полной выкладкой.
Для
посадки и высадки десанта используются люки - справа спереди, за башней
и два в задней ее части. Крышки последних
имеют встроенные призменные блоки для наблюдения, которые открываются
вертикально и служат дополнительной защитой при расположении
десантников на верху машины.
Для обзора местности десантное отделение оборудовано перископическими приборами наблюдения.
Защищенность
Для
повышения защиты расчета полностью закрытый корпус БТР-Т, в отличие от
базовой машины, имеет встроенную динамическую и дополнительную
противоминную защиту, что довело уровень эквивалентной броневой защиты
до 600 мм.
С
этой целью лобовые броневые детали и борта машины оснащены пакетом
динамической защиты последнего поколения "Контакт-5", которая
обеспечивает высокий уровень защиты не только от кумулятивных, но и от
бронебойных подкалиберных боеприпасов. Подобная защита используется на
современных российских танках Т-80У и Т-90С.
Борта
корпуса и элементы подвески ходовой части прикрыты стальными броневыми
экранами. Верхняя часть бортов корпуса имеет внутренний (основной) и
наружный (дополнительный) броневые листы, а между ними над гусеницами
размещается различное вспомогательное оборудование, инструменты и
принадлежности, чем достигается защита и от кумулятивных снарядов.
Повышение
противоминной защиты днища достигается установкой дополнительного
бронирования с воздушной прослойкой между ним и самим днищем, что
значительно снижает воздействие взрывной волны.
Защищенности
машины способствуют 4 блока по 3 пусковые установки в каждом для
отстрела дымовых или аэрозольных гранат, установленные в кормовой части
машины. Постановка дымовых (аэрозольных) завес осуществляется вперед по
ходу машины.
Кроме того, БТР-Т имеет термодымовую аппаратуру для постановки дымовых завес за счет впрыска топлива в выхлопной тракт.
Обитаемые
отделения оборудованы современной системой жизнеобеспечения и
обеспечивают экипажу и десанту возможность действовать в условиях
применения оружия массового поражения в любых климатических условиях.
Вооружение
При
оснащении БТР-Т вооружением использован модульный принцип, позволяющий
установить на нем различные комплексы вооружения с учетом требований
заказчика. В общем случае набор вооружения может обеспечить эффективную
борьбу не только с бронированными наземными и надводными, но и
воздушными целями.
На БТР-Т возможна установка следующих вариантов вооружения:
30-мм автоматическая 30-мм пушка 2А42, 2 пусковых установки ПТУР "Конкурс";
30-мм автоматическая пушка 2А42, автоматический 30-мм гранатомет АГС-17;
два 30-мм двуствольных автомат 2А38;
12,7-мм зенитный пулемет НСВТ типа "Утес" или "КОРД", 2 пусковые установки ПТУР "Конкурс";
12,7-мм зенитный пулемет НСВТ типа "Утес" или "КОРД" и автоматический 30-мм гранатомет АГС-17.
Боекомплект 30-мм патронов составляет 250 шт., ракет ПТУР – 3 шт.
Кроме указанного вооружения на БТР-Т могут быть установлены образцы вооружения зарубежного производства по выбору заказчика.
Подвижность
Для
сохранения подвижности на уровне танка Т-55 и компенсации возросшей
массы (до 38, 5 т) на БТР-Т установлена двигательная установка
мощностью 680 л.с. с усовершенствованной трансмиссией. При движении по
шоссе бронетранспортер развивает максимальную скорость 50 км/ч. Он
способен преодолевать подъем до 32 град., вертикальную стенку высотой
0,8 м, ров шириной 2,7 м и без подготовки водную преграду глубиной 1,4
м, а с использованием ОПВ – 5 м (рекордное для БТР подобного класса).
Дополнительная информация
Экипаж
машины включает механика-водителя (в передней части) и
командира-наводчика, который находится в башне. В десантном отделении
могут размещаться 5 полностью экипированных пехотинца-десантника.
Используя
конструктивные решения, заложенные в проект БТР-Т, машины подобного
класса могут быть созданы на базе любого устаревшего танка российского
или зарубежного производства.
Источники:
Энциклопедия бронетехники "Гусеничные боевые машины".
"Бронетанковая техника мира", серия справочников "Оружие мира", ИНТИРОСП, Москва, 2006.