Т-160
Стратегический
бомбардировщик-ракетоносец дальнего действия, решающий задачи поражения
наиболее важных целей противника в глубоком тылу на континентальных
театрах военных действий.
История создания
Работы
по созданию нового многорежимного стратегического межконтинентального
самолета Ту-160 были начаты в соответствии с Постановлением СМ СССР от
28.11.1967 года. Перед ОКБ П.О. Сухого и восстановленного ОКБ
В.М.Мясищева была поставлена задача спроектировать и построить
самолет-носитель с крейсерской скоростью на высоте 18000 м в пределах 3200-3500 км/ч и дальностью полета в этом режиме 11000-13000 км.
Дальность полета с дозвуковой скоростью и боевой нагрузкой до 45 т на
большой высоте (у земли) должна была составлять 16000-18000
(11000-13000) км.
К
началу 70-х гг. оба ОКБ подготовили проекты четырехдвигательных
самолетов разных схем с крылом изменяемой стреловидности. ОКБ
А.Н.Туполева в этих работах не участвовало из-за большого объема работ
по самолетам Ту-154, Ту-144, Ту-22М, Ту-142 и приступило к новому
проекту лишь после оценки реального положения дел и своих возможностей
в 1970 году. Вначале они велись под общим руководством А.Н. Туполева, в
дальнейшем - Главного конструктора В.И. Близнюка.
На
первом этапе была выбрана схема модифицированной "бесхвостки", которая
использовалась для Ту-144 и Ту-244. В сочетании с силовой установкой
соответствующей мощности эта схема обеспечивала гарантированное
наращивание скорости полета. Но для снижения степени технического риска
по новому проекту, в отличие от других ОКБ, было принято решение
ограничить крейсерскую скорость на уровне М 2,3.
Вариант
самолета с крылом изменяемой стреловидности имел ряд преимуществ, но
увеличивал массу и усложнял его конструкцию. Главным требованием к
новому самолету являлась большая дальность полета со сверхзвуковой (до
звуковой) скоростью по сложному профилю с преодолением зоны ПВО на
большой (у земли) высоте. Полет до зоны ПВО должен был выполняться на
оптимальных высотах с дозвуковой скоростью. Дополнительным требованием
была возможность эксплуатации самолета с аэродромов 1 класса.
Аванпроект ОКБ А.Н. Туполева по схеме "бесхвостка" в 1972 г.
был представлен одновременно с проектами ОКБ В.М.Мясищева и ОКБ
П.О.Сухого. Все три проекта как бы дополняли друг друга и представляли
три взгляда на одну проблему. По результатам их рассмотрения и анализа
работ в США по В-1 был выбран самолет М-18 ОКБ В.М. Мясищева,
поддержанный ЦАГИ и НТС МАП. Однако ОКБ было малочисленным и не
располагало необходимой производственной базой для реализации проекта.
В результате задание было передано в более мощное ОКБ А.Н. Туполева, а
вариант ОКБ П.О.Сухого был снят из-за высокой степени технического
риска и нежелания ВВС замедлять реализацию проектов по самолетам Су-24,
Су-25 и Су-27.
Кроме
ОКБ А.Н. Туполева в кооперацию по созданию самолета Ту-160 с крылом
изменяемой стреловидности вошло около 800 организаций и предприятий
отечественного ВПК.
Два
Постановления СМ СССР (от 26.06.1974 г. и 19.12.1975 г.) определили
создание стратегического многоцелевого самолета Ту-160 в варианте
ракетоносца-бомбардировщика с ДТРДФ НК-32 с характеристиками:
практическая дальность полета с боевой нагрузкой 9000 кг на дозвуковом крейсерском режиме полета 14000-16000 км и 12000-13000 км при комбинированном профиле (участок пути 2000 км на высоте 50-200 м)
полета или на сверхзвуковой скорости; максимальная скорость на большой
(малой) высоте 2300-2500 (1000) км/ ч; практический потолок 18000-20000 м;
нормальная (максимальная) боевая нагрузка 9000 (40000) кг; возможность
применения 2 ракеты Х-45М, или 24 Х-15, или 10-12 Х-55, или 10-12
Х-15М, а также свободнопадающих и корректируемых авиабомб в обычном или
ядерном снаряжении.
В
1976-1977 гг. были подготовлены эскизный проект и полноразмерный макет
самолета. По эскизному проекту взлетная масса Ту-160 составляла 260 т,
масса снаряженного самолета – 103 т, масса топлива – 148 т, нормальная
боевая нагрузка 9 т. Габариты самолета были крупнее американского
аналога В-1А. Вооружение в конечном варианте включало 12 ракет типа
Х-55.
Производство первых трех самолетов началось в цехах московского ММЗ в 1977 г.
Одновременно с этим на КАЗе (КАПО) шла подготовка к серийной постройке
Ту-160. Первая опытная машина 70-01 готовилась для заводских испытаний
и доводок, вторая (70-02) для статических испытаний, третья (70-03)
считалась предсерийной машиной.
К лету 1980 г.
первый самолет был частично построен и перевезен на аэродром в
Жуковском, а с октября этого года на нем начались проверки систем и
оборудования. Окончательно он был собран в январе 1981 г.,
а в ноябре того же года самолет совершил первую рулежку, в декабре –
первый получасовой полет. На заводских испытаниях в феврале 1985 г.
он впервые развивает сверхзвуковую скорость. Третий самолет 70-03 с
полным комплектом оборудования серийного бомбардировщика взлетел в
октябре 1984 г.
и испытания продолжились на двух машинах. Первый и второй серийный
самолеты производства КАПО совершили полет в октябре и марте 1985 г., третий и четвертый - в декабре и августе 1986 г.
К
началу 90-х годов КАПО построило 34 самолета Ту-160, в т.ч. и планеры
для ресурсных и прочностных испытаний. 19 самолетов Ту-160 поступили в
две эскадрильи 184-го Гв. ТБАП (г. Прилуки, Украина). Один самолет был
потерян в авиационной аварии весной 1987 г.
Первые
две серийные машины поступили на вооружение в 184-й Гвардейский ТБАП
(г. Прилуки) и впервые самолет передавался в строевую часть на опытную
эксплуатацию до завершения государственных испытаний. Это было связано
с производство и с 1985 г. поступлением в строевые части модернизированного самолета В-1В.
Государственные испытания Ту-160 завершились в середине 1989 г. с выполнением четырех пусков крылатых ракет Х-55 и достижением максимальной скорости горизонтального полета 2200 км/ч. Высокие летные характеристики Ту-160 подтверждены 44 мировыми рекордами.
Первым представителем Запада, кому был показан Ту-160 (бортовой номер 12, август 1988 г., Кубинка) стал министр обороны США Фрэнк Карлуччи. В июне 1989 г. в Кубинке председателю комитета начальников штабов США адмиралу Уильяму Крау был показан Ту-160 с бортовым номером 21.
Позднее
Ту-160 неоднократно был показан иностранным делегациям в Кубинке, на
воздушных праздниках в Жуковском и Тушино, а также на международном
авиационно-космическом салоне МАКС в подмосковном г. Жуковский.
Назначение
Ту-160
предназначен для поражения важнейших целей в удаленных
военно-географических районах и глубоком тылу противника при ведении
боевых действий на континентальных театрах военных действий.
Конструктивные особенности
Планер Ту-160
является свободно несущим монопланом с низкорасположенным стреловидным
крылом изменяемой геометрии и относительно большим удлинением,
хвостовым оперением, четырьмя двигателями и трех опорным шасси. Планер
создан по интегральной схеме аэродинамической компоновки, при которой
корневая неподвижная часть крыла неразъемная и составляет с фюзеляжем
единое целое. Это обеспечило эффективное использование внутренних
объемов для размещения грузов, топлива, оборудования, уменьшило число
конструктивных стыков и снизило массу планера. При его изготовлении
использованы алюминиевые и титановые сплавы, композиционные материалы и
стеклопластики. Широко применены клееные трехслойные конструкции.
Центральная
часть планера включает в себя собственно фюзеляж, неподвижную часть
крыла, встроенную балку центроплана и мотогондолы двигателей. Носовая
часть фюзеляжа начинается радиопрозрачным обтекателем бортовой РЛС и
служит для размещения блоков БРЭО, герметичной кабины экипажа и другого
оборудования.
Экипаж
из четырех человек располагается в катапультных креслах К-36ДМ,
обеспечивающих покидание самолета во всем диапазоне высот полета, в том
числе на земле при рулении. Спинки кресел снабжены подушками с
пульсирующим воздухом для массажа. В задней части кабины имеется
туалет, малогабаритная кухня и откидная койка для отдыха. Вход в кабину
экипажа - через нижний люк со специального наземного трапа-стремянки.
Самолеты последнего выпуска оснащены встроенным трапом.
За кабиной друг за другом расположены два унифицированных отсека длиной по 1,9 м,
оснащенные встроенными узлами для подвески вооружения, системами его
подъема, а также креплениями и установками электрокоммутационной
аппаратуры.
В
наплывной и хвостовой частях самолета размещены топливные баки,
мотогондолы, ниши шасси с отсеком вооружения. Хвостовое оперение
выполнено по нормальной схеме с цельноповоротным стабилизатором и
стреловидностью по передней кромке 44 градуса. Поворотная часть киля
имеет трапециевидную форму и обеспечивает хорошую управляемость
самолетом на всех режимах полета.
Шасси
выполнено по трех опорной схеме с двумя управляемыми колесами передней
опоры. Основные опоры шасси с качающейся амортизационной стойкой
расположены за центром масс самолета, оборудованы пневмогидравлическими
амортизаторами и трехосными тележками по шесть колес. Основные опоры
размещаются в небольших нишах, что обеспечивается укорачиванием стоек
при уборке назад по полету, а при выпуске - раздвигаются, смещаясь во
внешние стороны для увеличения колеи.
Передняя
опора шасси выполнена со складывающимся подкосом, механизмом распора и
оборудована двухкамерным пневмогидравлическим амортизатором
телескопического типа. Она размещается в нише фюзеляжа, убирается назад
по полету. Аэродинамические дефлекторы и щитки для прижатия воздуха к
ВПП обеспечивают защиту воздухозаборников двигателей от попадания
осадков и грязи.
Силовая установка
Ту-160
оснащен 4 двухконтурными турбореактивными форсированными двигателями
НК-32 (ОКБ Н.Д. Кузнецова), который серийно выпускается с 1986 г.
в г. Самара и до середины 90 гг. не имел мировых аналогов. Один из
первых в мире серийных двигателей, при создании которых приняты меры по
снижению радиолокационной и ИК заметности. Максимальная безфорсажная
тяга - 4х14000 кгс (4х137,2 кН), максимальная на форсаже - 4х25000 кгс
(4х245 кН). Двигатели попарно размещены в мотогондолах, разделены
противопожарными перегородками и функционируют независимо друг от
друга. Для обеспечения автономного энергоснабжения на самолете
установлена газотурбинная вспомогательная силовая установка.
Общесамолетные системы
Они включают четырехканальную гидравлическую систему (рабочее давление 280 кг
на кв. см); аналоговую электродистанционную систему управления с
четырехканальным резервированием, обеспечивающей оптимальные
характеристики устойчивости и управляемости на всех режимах полета;
автоматическую систему ограничения и предупреждения о выходе на
предельные режимы; систему дозаправки в воздухе типа "шланг-конус" с
убирающейся в нерабочем положении штангой.
Бортовое оборудование
Ту-160
оснащен прицельно-навигационным комплексом ПРНК (обзорно-прицельная
РЛС, оптоэлектронный бомбардировочный прицел, ИНС, астрокорректор,
СНС); многоканальным цифровым комплексом связи, сопряженным со
спутниковыми системами; бортовым комплексом обороны "Байкал"
(контейнеры с ИК-ловушками и дипольными отражателями, тепло
пеленгатор). В БРЭО самолета задействовано более 100 специализированных
ЭВМ.
Бортовой
комплекс обороны обеспечивает обнаружение и классификацию РЛС ПВО
противника, определение их координат и подавление мощными активными
помехами или дезориентирование ложными целями. Бомбардировочный прицел
"Гроза" служит для бомбометания с высокой точностью в дневных условиях
и при низком уровне освещенности.
В
хвостовом конусе размещены контейнеры с ИК ловушками и дипольными
отражателями. В крайней задней части фюзеляжа находится теплопеленгатор
для обнаружения с задней полусферы ракет и самолетов противника.
Кабина
летчиков оснащена стандартными электромеханическими приборами, в целом
аналогичными установленным на Ту-22М3. Управление самолетом
осуществляется при помощи ручки управления.
Вооружение
В двух внутрифюзеляжных отсеках может размещаться вооружение массой до 40000 кг.
В его состав может входить 12 ракет Х-55 на двух многопозиционных ПУ
барабанного типа или противокорабельные КР с радиолокационной системой
самонаведения. Для поражения целей на меньшей дальности в состав
вооружения могут входить до 24 аэробаллистических гиперзвуковых ракет
Х-15 на четырех пусковых установках.
Бомбовое
вооружение Ту-160 предназначено для поражения уцелевших после ракетного
удара целей, размещается в отсеках вооружения и может включать:
свободнопадающие и корректируемые бомбы калибром до 1500 кг
в обычном и ядерном снаряжении, разовые бомбовые кассеты, морские мины
и другое вооружение. Планируется использование высокоточных КР нового
поколения с увеличенной дальностью для поражения стратегических и
тактических наземных и морских целей всех типов.
Под фюзеляжем возможно размещение ракеты-носителя "Бурлак" для вывода на орбиту легких ИСЗ.
|