Т-160
Стратегический бомбардировщик-ракетоносец дальнего действия, решающий задачи поражения наиболее важных целей противника в глубоком тылу на континентальных театрах военных действий.
История создания
Работы
по созданию нового многорежимного стратегического межконтинентального
самолета Ту-160 были начаты в соответствии с Постановлением СМ СССР от
28.11.1967 года. Перед ОКБ П.О. Сухого и восстановленного ОКБ
В.М.Мясищева была поставлена задача спроектировать и построить
самолет-носитель с крейсерской скоростью на высоте
К началу 70-х гг. оба ОКБ подготовили проекты четырехдвигательных самолетов разных схем с крылом изменяемой стреловидности. ОКБ А.Н.Туполева в этих работах не участвовало из-за большого объема работ по самолетам Ту-154, Ту-144, Ту-22М, Ту-142 и приступило к новому проекту лишь после оценки реального положения дел и своих возможностей в 1970 году. Вначале они велись под общим руководством А.Н. Туполева, в дальнейшем - Главного конструктора В.И. Близнюка.
На первом этапе была выбрана схема модифицированной "бесхвостки", которая использовалась для Ту-144 и Ту-244. В сочетании с силовой установкой соответствующей мощности эта схема обеспечивала гарантированное наращивание скорости полета. Но для снижения степени технического риска по новому проекту, в отличие от других ОКБ, было принято решение ограничить крейсерскую скорость на уровне М 2,3.
Вариант самолета с крылом изменяемой стреловидности имел ряд преимуществ, но увеличивал массу и усложнял его конструкцию. Главным требованием к новому самолету являлась большая дальность полета со сверхзвуковой (до звуковой) скоростью по сложному профилю с преодолением зоны ПВО на большой (у земли) высоте. Полет до зоны ПВО должен был выполняться на оптимальных высотах с дозвуковой скоростью. Дополнительным требованием была возможность эксплуатации самолета с аэродромов 1 класса.
Аванпроект ОКБ А.Н. Туполева по схеме "бесхвостка" в
Кроме ОКБ А.Н. Туполева в кооперацию по созданию самолета Ту-160 с крылом изменяемой стреловидности вошло около 800 организаций и предприятий отечественного ВПК.
Два
Постановления СМ СССР (от 26.06.1974 г. и 19.12.1975 г.) определили
создание стратегического многоцелевого самолета Ту-160 в варианте
ракетоносца-бомбардировщика с ДТРДФ НК-32 с характеристиками:
практическая дальность полета с боевой нагрузкой
В 1976-1977 гг. были подготовлены эскизный проект и полноразмерный макет самолета. По эскизному проекту взлетная масса Ту-160 составляла 260 т, масса снаряженного самолета – 103 т, масса топлива – 148 т, нормальная боевая нагрузка 9 т. Габариты самолета были крупнее американского аналога В-1А. Вооружение в конечном варианте включало 12 ракет типа Х-55.
Производство первых трех самолетов началось в цехах московского ММЗ в
К лету
К
началу 90-х годов КАПО построило 34 самолета Ту-160, в т.ч. и планеры
для ресурсных и прочностных испытаний. 19 самолетов Ту-160 поступили в
две эскадрильи 184-го Гв. ТБАП (г. Прилуки, Украина). Один самолет был
потерян в авиационной аварии весной
Первые
две серийные машины поступили на вооружение в 184-й Гвардейский ТБАП
(г. Прилуки) и впервые самолет передавался в строевую часть на опытную
эксплуатацию до завершения государственных испытаний. Это было связано
с производство и с
Государственные испытания Ту-160 завершились в середине
Первым представителем Запада, кому был показан Ту-160 (бортовой номер 12, август
Позднее Ту-160 неоднократно был показан иностранным делегациям в Кубинке, на воздушных праздниках в Жуковском и Тушино, а также на международном авиационно-космическом салоне МАКС в подмосковном г. Жуковский.
Назначение
Ту-160 предназначен для поражения важнейших целей в удаленных военно-географических районах и глубоком тылу противника при ведении боевых действий на континентальных театрах военных действий.
Конструктивные особенности
Планер Ту-160 является свободно несущим монопланом с низкорасположенным стреловидным крылом изменяемой геометрии и относительно большим удлинением, хвостовым оперением, четырьмя двигателями и трех опорным шасси. Планер создан по интегральной схеме аэродинамической компоновки, при которой корневая неподвижная часть крыла неразъемная и составляет с фюзеляжем единое целое. Это обеспечило эффективное использование внутренних объемов для размещения грузов, топлива, оборудования, уменьшило число конструктивных стыков и снизило массу планера. При его изготовлении использованы алюминиевые и титановые сплавы, композиционные материалы и стеклопластики. Широко применены клееные трехслойные конструкции.
Центральная часть планера включает в себя собственно фюзеляж, неподвижную часть крыла, встроенную балку центроплана и мотогондолы двигателей. Носовая часть фюзеляжа начинается радиопрозрачным обтекателем бортовой РЛС и служит для размещения блоков БРЭО, герметичной кабины экипажа и другого оборудования.
Экипаж из четырех человек располагается в катапультных креслах К-36ДМ, обеспечивающих покидание самолета во всем диапазоне высот полета, в том числе на земле при рулении. Спинки кресел снабжены подушками с пульсирующим воздухом для массажа. В задней части кабины имеется туалет, малогабаритная кухня и откидная койка для отдыха. Вход в кабину экипажа - через нижний люк со специального наземного трапа-стремянки. Самолеты последнего выпуска оснащены встроенным трапом.
За кабиной друг за другом расположены два унифицированных отсека длиной по
В наплывной и хвостовой частях самолета размещены топливные баки, мотогондолы, ниши шасси с отсеком вооружения. Хвостовое оперение выполнено по нормальной схеме с цельноповоротным стабилизатором и стреловидностью по передней кромке 44 градуса. Поворотная часть киля имеет трапециевидную форму и обеспечивает хорошую управляемость самолетом на всех режимах полета.
Шасси выполнено по трех опорной схеме с двумя управляемыми колесами передней опоры. Основные опоры шасси с качающейся амортизационной стойкой расположены за центром масс самолета, оборудованы пневмогидравлическими амортизаторами и трехосными тележками по шесть колес. Основные опоры размещаются в небольших нишах, что обеспечивается укорачиванием стоек при уборке назад по полету, а при выпуске - раздвигаются, смещаясь во внешние стороны для увеличения колеи.
Передняя опора шасси выполнена со складывающимся подкосом, механизмом распора и оборудована двухкамерным пневмогидравлическим амортизатором телескопического типа. Она размещается в нише фюзеляжа, убирается назад по полету. Аэродинамические дефлекторы и щитки для прижатия воздуха к ВПП обеспечивают защиту воздухозаборников двигателей от попадания осадков и грязи.
Силовая установка
Ту-160
оснащен 4 двухконтурными турбореактивными форсированными двигателями
НК-32 (ОКБ Н.Д. Кузнецова), который серийно выпускается с
Общесамолетные системы
Они включают четырехканальную гидравлическую систему (рабочее давление
Бортовое оборудование
Ту-160 оснащен прицельно-навигационным комплексом ПРНК (обзорно-прицельная РЛС, оптоэлектронный бомбардировочный прицел, ИНС, астрокорректор, СНС); многоканальным цифровым комплексом связи, сопряженным со спутниковыми системами; бортовым комплексом обороны "Байкал" (контейнеры с ИК-ловушками и дипольными отражателями, тепло пеленгатор). В БРЭО самолета задействовано более 100 специализированных ЭВМ.
Бортовой комплекс обороны обеспечивает обнаружение и классификацию РЛС ПВО противника, определение их координат и подавление мощными активными помехами или дезориентирование ложными целями. Бомбардировочный прицел "Гроза" служит для бомбометания с высокой точностью в дневных условиях и при низком уровне освещенности.
В хвостовом конусе размещены контейнеры с ИК ловушками и дипольными отражателями. В крайней задней части фюзеляжа находится теплопеленгатор для обнаружения с задней полусферы ракет и самолетов противника.
Кабина летчиков оснащена стандартными электромеханическими приборами, в целом аналогичными установленным на Ту-22М3. Управление самолетом осуществляется при помощи ручки управления.
Вооружение
В двух внутрифюзеляжных отсеках может размещаться вооружение массой до
Бомбовое
вооружение Ту-160 предназначено для поражения уцелевших после ракетного
удара целей, размещается в отсеках вооружения и может включать:
свободнопадающие и корректируемые бомбы калибром до
Под фюзеляжем возможно размещение ракеты-носителя "Бурлак" для вывода на орбиту легких ИСЗ.