Предназначен
для решения задач противовоздушной обороны небольших территорий, важных
объектов военно-государственного значения и группировок войск.
Конструктивные особенности Самолет выполнен по нормальной аэродинамической схеме с
высокорасположенным трапециевидным крылом, двухкилевым вертикальным и
цельноповоротным горизонтальным оперением. Силовая конструкция -
сварная, из нержавеющей стали. Обшивка крыла - частично из титана,
частично - из алюминиевого сплава. На 80% планер выполнен из никелевых
сталей марок ВНС-2, ВНС-4 и ВНС-5, 8% составляют титановые конструкции
и 11 % - детали из специального термостойкого алюминиевого сплава Д19.
Крыло с углом стреловидности по передней кромке 42,5, в корневой части
41. Летчик размещается на катапультном кресле КМ-1М, которое
обеспечивает аварийное покидание самолета на любой высоте при скорости
не менее 130 км/ч. На самолете имеется тормозная парашютная
двухкупольная система с площадью парашютов 60 и 50 м2. В левом
подфюзеляжном гребне размещается опускаемый вниз при посадке щуп,
который, касаясь
поверхности ВПП непосредственно перед приземлением,
приводит в действие систему автоматического выпуска тормозных парашютов
Модификации
МиГ-25БМ ("изделие 02М") - ударный самолёт для
уничтожения РЛС противника. Разработан в 1976 году на базе
разведчика-бомбардировщика. Оснащён аппаратурой РЭБ и 4 управляемыми
ракетами Х-58У. Выпускался в 1982-1985 годах. Принят на вооружение в
1988 году.
МиГ-25П ("изделие 84") - перехватчик. Первые 7 предсерийных самолётов изготовлены в 1966 году. Серийно выпускался в 1971-1979 годах.
МиГ-25П ("изделие 99") - опытный самолёт с двигателями Д-30Ф-6 конструкции П.А.Соловьёва. В 1975 году переоборудовано 2 самолёта.
МиГ-25П-10 - летающая лаборатория для отработки катапультного пуска ракет Р-33.
МиГ-25ПД ("изделие 84Д") - перехватчик доработанный.
Разработан в 1976-1978 годах после угона МиГ-25П в Японию. Был изменён
состав оборудования, установлены двигатели Р-15БД-300. Выпускался с
1979 года. С изменённым составом оборудования экспортировался в Алжир,
Ирак (20 самолётов) и Сирию (30).
МиГ-25ПД ("изделие 84-20") - летающая лаборатория. В 1991 году переоборудован 1 самолёт.
МиГ-25ПДЗ - перехватчик с системой дозаправки топливом в воздухе. Переоборудован 1 самолёт.
МиГ-25ПДС - перехватчик, доработанный в строю. В
1979-1982 годах самолёты МиГ-25П переоборудовались на ремонтных заводах
по типу МиГ-25ПД.
МиГ-25ПДСЛ - летающая лаборатория. Оснащался станцией радиопомех и устройством выброса инфракрасных ловушек. Переоборудован 1 МиГ-25ПДС.
МиГ-25ПУ ("изделие 22") - учебный перехватчик. Отличался наличием второй кабины. Выпускался с 1969 года.
МиГ-25ПУ-СОТН - летающая лаборатория (самолёт
оптико-телевизионного наблюдения). В 1985 году переоборудован 1 самолёт
для исследований по про
грамме "Буран".
МиГ-25Р ("изделие 02") - разведчик. Выпускался в 1969-1970 годах.
МиГ-25РБ ("изделие 02Б") - разведчик-бомбардировщик.
От МиГ-25Р отличался оборудованием для подвески бомб. Мог нести ядерное
оружие. Выпускался в 1970-1972 годах. Поставлялся в Алжир (30
самолётов), Ирак (8), Ливию (5), Сирию (8), Индию (6) и Болгарию (3).
МиГ-25РБВ ("изделие 02В") - вариант МиГ-25РБ со станцией СПС-9 "Вираж". Переоборудовались серийные самолёты, начиная с 1978 года.
МиГ-25РБВДЗ - вариант МиГ-25РБВ с системой дозаправки топливом в воздухе.
МиГ-25РБК ("изделие 02К") - самолёт радиотехнической
разведки. Оснащался аппаратурой Куб-3 (Куб-3М). Выпускался в 1972-1980
годах. В 1981 году был модернизирован.
МиГ-25РБН ("изделие 02Н") - ночной
разведчик-бомбардировщик. Отличался наличием ночного АФА НА-75 и
станцией "Вираж". Переоборудовались МиГ-25РБ и МиГ-25РБВ.
МиГ-25РБС
("изделие 02С") - разведчик с РЛС бокового обзора "Сабля". Выпускался в 1972-1977 годах.
МиГ-25РБТ ("изделие 02Т") - разведчик-бомбардировщик со станцией радиотехнической разведки "Тангаж". Выпускался с 1978 года.
МиГ-25РБФ ("изделие 02Ф") - модернизированный. В 1981 году на самолётах МиГ-25РБК заменено бортовое радиоэлектронное оборудование.
МиГ-25РБШ ("изделие 02Ш") - разведчик-бомбардировщик с РЛС БО "Шар-25". В 1981 году переоборудована часть МиГ-25РБС.
МиГ-25РБШДЗ - вариант МиГ-25РБШ с системой дозаправки топливом в воздухе.
МиГ-25РР - самолёт радиационной разведки.
МиГ-25РУ ("изделие 39") - учебный разведчик. Отличался наличием второй кабины. Выпускался с 1972 года.
МиГ-25РУ "Буран" - летающая лаборатория. Переоборудован 1 самолёт для отработки катапультных кресел космического корабля "Буран".
Боевое применение
В конце 1960-х и начале 1970-х несколько МиГ-25 проходили
испытания в Египте, совершая разведывательные полёты над оккупированным
Израилем Синайским полуостровом. Этот эпизод военной карьеры МиГ-25 так
же известен тем, что именно тогда МиГ-25 поставил свой неофициальный
рекорд скорости в 3395 км/ч или М=3.2 «по данным израильских радаров».
Также известны многократные случаи перехода Миг-25 скоростного барьера
М=3 в строевых частях ВВС. По заверениям главного конструктора самолёта
переход самолёта на скорость М=3 и выше снижает ресурс планера, но не
наносит ему повреждений также как и двигателю.
Наиболее интенсивно МиГ-25 использовался в составе ВВС Ирака. Во время
ирано-иракской войны самолёты этого типа активно применялись для
возд
ушной разведки, а также как истребители-бомбардировщики. Несколько
МиГ-25 было потеряно по различным причинам. В то же время МиГам удалось
сбить несколько иранских самолётов и вертолётов. Два МиГ-25 были сбиты
американскими F-15 в 1991 во время войны в Персидском заливе, ещё один
— через некоторое время после её окончания. На счету МиГ-25
единственная официальная потеря американской авиации в воздушных боях
«Бури в пустыне» — F/A-18, сбитый в первую ночь войны. В 2002 иракский
МиГ-25 сбил ракетой американский беспилотный самолёт-разведчик.
Накануне начала вторжения коалиционных войск в Ирак в 2003 МиГ-25
выполнили несколько разведывательных полётов над Саудовской Аравией.