| Ми-24
Многоцелевой
вертолет для решения широкого круга задач при подготовке и ведении
боевых действий в различных физико-географиче
ских и
погодно-климатических условиях
История создания
Ми-24 (экспортный вариант Ми-35) создан Московским вертолетным
заводом (МВЗ) им.М.Л. Миля и является одним из самых известных
вертолетов этого класса. Работы по созданию вертолета Ми-24 начались в
1968 г., первый полет опытный образец совершил в 1969 г., принят на
вооружение в 1972 г. Серийно вертолет Ми-24 различных модификаций
выпускали и выпускают заводы ОАО "Роствертол" и "Арсеньевской
авиационной компании "Прогресс". Всего было построено около 3500
вертолетов этого типа. Состоит на вооружении более 30 стран,
использовался в боевых действиях в Афганистане, Чечне и ряде
региональных военных конфликтов. Неофициальные названия "Стакан",
"Крокодил".
Назначение и конструктивные особенности
Многоцелевой вертолет типа Ми-24 (Ми-35) предназначен для решения
широкого круга задач при подготовке и ведении боевых действий. При
авиационной поддержке войск вертолет способен уничтожать бронированные
и небронированные, малоразмерные и площадные наземные и надводные,
малоскоростные и низколетящие воздушные цели противника, а также его
живую силу на переднем крае и в тактической глубине, сопровождать
войска при совершении марша и действиях в глубине обороны противника.
Достаточно вместительная грузовая кабина позволяет использовать
вертолет в целях повышения мобильности войск путем использования его в
транспортно-десантном, транспортном и санитарном вариантах. В первом
случае внутри Ми-24 могут находиться восемь десантников с личным
оружием, во втором – 2 лежачих и 2 сидячих раненых в сопровождении
медработника, а при использовании его в транспортном варианте –
боеприпасы и другие грузы внутри (до 1500 кг) грузовой кабины и на
внешней (до 2400 кг) подвеске. Кроме того, вертолеты типа Ми-24 могут
использоваться для ведения разведки и наблюдения, минирования
местности, корректировки огня и выполнения других задач.
Конструктивно вертолеты типа Ми-24 выполнены по классической
одновинтовой схеме с пятилопастным несущим и трехлопастным хвостовым
рулевым винтами. Фюзеляж имеет хорошие аэродинамические формы и
минимальный поперечный мидель. Крыло используется для подвески
вооружения. Лопасти несущего винта крепятся к втулке тремя шарнирами.
Профилированная концевая балка разгружает рулевой винт в полете.
Трехточечное убирающееся шасси оснащено носовым колесом.
Двигатель и оборудование
Вертолет, в зависимости от модификации, может быть оснащен двумя
газотурбинными двигателями производства "Завод им. В Я, Климова" типа
ТВЗ-117В или ВК-2500 мощностью 2225 и 2499 л.с. соотвественно.
Для обеспечения применения вертолета по предназначению в различных
физико-географических и метеорологических условиях вертолеты типа Ми-24
оснащаются комплексом пилотажно-навигационного, транспортно-десантного
и санитарного оборудования, средствами радиосвязи и управления оружием.
В целях повышения живучести вертолеты оснащены с
танцией обнаружения
облучения РЛС, устройствами выброса ложных тепловых ИК-ловушек и
создания помех в ИК-диапазоне, экранно-выхлопными устройствами, имеют
многократное резервирование жизненно важных систем важных систем и
бронирование кабины экипажа с дегазационной системой и герметизацией.
Вооружение
Для выполнения боевых задач и поражения различных наземных и
надводных малоразмерных и площадных, низколетящих и малоскоростных
воздушных целей вертолеты типа Ми-24 различных модификаций могут
оснащаться системами управляемого и неуправляемого стрелково-пушечного,
ракетного и бомбардировочного вооружения, варианты которого
определяются решаемыми задачами. Размещаться средства поражения могут
на двух пусковых рамах для управляемых ракет, 4 балочных держателях и 2
законцовках крыльев, во встроенной управляемой подвижной стрелковой
установке (типа УСПУ-24, боекомплект 1470 патронов), носовой подвижной
(неподвижной) пушечной установке НППУ-24 (НПУ-30) с двуствольной 23-мм
пушкой ГШ-23Л с боекомплектом в 250 снарядов.
Кроме того, для размещения стрелково-пушечного вооружения может
устанавливаться до двух съемных универсальных стрелково-пушечных
установок (УПК-23-250) или универсальных гондол (ГУВ-1 с гранатометом
АГС-17 "Пламя", ГУВ-8700 с одним 12,7-мм или двумя 7,62-мм
четырехствольными пулеметами). Возможна установка на вертолете
постановщика мин типа ПФМ-1.
В составе ракетно-бомбового вооружения боевого вертолета может
быть: 8-16 противотанковых управляемых ракет (ПТУР) типа "Штурм-В" или
"Атака" (дальность поражения до 5,5 км, бронепробиваемость 600-800 мм);
управляемые ракеты для поражения воздушных целей (типа Р-60 или ЗУР
"Игла"); блоки неуправляемых авиационных ракет (НАР типа С-8, С-13,
С-24Б); бомбы (250 кг, 500 кг) или зажигательные баки калибра 500 кг на
балочных держателях общей массой до 1000 кг, а также до 2 универсальных
контейнеров малогабаритных грузов (КМГУ). Общая масса боевой нагрузки
может достигать 2400-2860 кг, в зависимости от модификации вертолета.
Основные характеристики вертолета Ми-24ВП
Максимальная скорость, км/ч |
320 |
Крейсерская скорость, км/ч |
270 |
Статический потолок (без учета земли), м |
2000 |
Динамический потолок, м |
4500 |
Дальность полета, км |
450 |
Перегоночная дальность, км |
1000 |
Двигатель (кол-во, тип, марка) |
2хТВ3-117В (ВМ, ВМА) |
Мощность двигателей, л.с. |
2х2225 |
Максимальная взлетная масса, кг |
11500 |
Нормальная взлетная масса, кг |
11300 |
Масса пустого вертолета, кг |
8570 |
Масса груза максимальная. кг |
2400 |
Масса груза нормальная, кг |
1500 |
Масса груза на внешней подвеске, кг |
до 2000 |
Емкость внутренних топливных баков, л |
1500
|
Емкость 4 внешних топливных баков, л |
1200 |
Экипаж (десантники/раненые), чел |
3 (8/4) |
Длина х ширина х высота вертолета, м |
19,79х6,66х4,17 |
Длина х ширина х высота грузовой кабины, м |
2,5х1,45х1,2 |
Диаметр несущего/рулевого винта, м |
17,3/3,9 |
Модификации
Большое количество модификаций вертолета Ми-24 обусловлено широким кругом выполняемых им задач. В их числе: Ми-24А -
первая модификация вертолета с ПТУР "Фаланга-М", плоским остеклением
кабина экипажа, в которой летчики располагались рядом (1971 г); Ми-24Б - промежуточный модернизированный вариант с ПТУР "Фаланга-ПВ" (разработан в 1971-1972 гг., серийно не выпускался); Ми-24Д (экспортный вариант Ми-25) - с ПТУР "Фаланга-ПВ" и пулеметом ЯкБ-12,7, размещение экипажа тандемное (1973 г); Ми-24В (Ми-35) – оснащен ПТРК "Штурм-В" и пулеметом ЯкБ-12,7 (1976 г); Ми-24П (Ми-35П)
– "пушечный" вариант вертолета с ПТРК "Штурм-В" и 30-мм двуствольной
пушкой ГШ-ЗОК, установленной вместо встроенной 12,7-мм пулеметной
установки справа на носовой части фюзеляжа (1976 г.); Ми-24ВП - серийно выпускался в 1986-1989 гг.; Ми-24К - разведчик-корректировщик стрельбы артиллерии; Ми-24Р, Ми-24РА - вертолеты радиационной, химической и биологической разведки;
Ми-24У, Ми-24ПС - патрульно-спасательный вертолет для МВД; Ми-24ДУ – учебно-тренировочный вертолет; Ми-24ВМ ( Ми-35М)
- модернизированный боевой вертолет на базе серийной машины, оснащен
круглосуточным комплексом управляемого вооружения 9К113К с
обзорно-прицельной системой ОПС-24Н и современным комплексом бортового
радиоэлектронного оборудования (обеспечивает круглосуточное выполнение
боевых задач, имеет повышенную огневую мощь и улучшенные
характеристики); Ми-24ПН ( Ми-35ПМ) – модифицированный Ми-24П с дневной аппаратурой наведения ПТУР "Радуга-Ш" и прицельной тепловизионной подсистемой "Зарево"; Ми-24ВК-1, Ми-24ПК-1 – модифицированные Ми-24В и Ми-24П с круглосуточной обзорно-прицельной системой ГОЭС 321; Ми-24ВК-2 ( Ми-35ВН) и Ми-24ПК-2 ( Ми-35ПН) – модифицированные Ми-24В и Ми-24П с круглосуточной обзорно-прицельной системой ГОЭС 342 (0ПС-24Н).
Состояние
Вертолеты Ми-24 различных модификаций состоят на вооружении армий
России (около 1000), Украины (около 244), Белоруссии (80), а также
около 30 других государств.
В настоящее время серийно выпускаются вертолеты Ми-35П,
модернизированные Ми-35ПН, Ми-35ПМ, Ми-35М. с целью повышения боевых
возможностей и продления срока службы ОАО "МВЗ им.М.Л. Миля" и
"Роствертол" предложили программы глубокой модернизации вертолетов
Ми-24 (Ми-35) с установкой различного оборудования, в т.ч. и
иностранного производства, желанию заказчика при проведении
капитального ремонта с техническим освидетельствованием и одновременным
продлением срока службы и ресурсов основных агрегатов вертолета.
Модернизация осуществляется с целью продление жизненного цикла
вертолетов, повышение их тактико-технических и экономических
показателей, обеспечения их круглосуточного применения, улучшение
условий работы экипажа, повышения защиты людей и конструкции машины, а
также погрузки и выгрузки войск и техники.
Первый блок модернизации ("Улучшение летно-технических характеристик")
предусматривает установку на вертолете новой динамической системы,
конструктивные доработки планера и основных систем; второй
("Обеспечение круглосуточного боевого применения”) - оснащение экипажа
очками ночного видения, адаптацию светотехнического оборудования
кабины, а также оснащение цифровым радиоэлектронным оборудованием с
электронной индикацией и комплексами вооружения на базе круглосуточных
обзорно-прицельных систем; третий ("Совершенствования комплекса
вооружения") - установку комплекса вооружения повышенной эффективности
круглосуточного применения на базе многоканальных обзорно-прицельных
систем и интегрированного оборудования и вооружения. По желанию
Заказчика на вертолете может быть установлено оборудование и
вооружение, отвечающее стандартам НАТО.
При модернизации, кроме нового навигационно-пилотажного оборудования и
вооружения, на вертолете могут быть установлены двигатели ВК-2500 с
максимальной взлетной мощностью 2400 л.с., несущий винт повышенной
эффективности с лопастями из композиционных материалов и втулкой с
эластомерными подшипниками, новый автомат перекоса, малошумный
Х-образный рулевой винт, крыло уменьшенного размаха без концевых
пилонов с современными балочными держателями и встроенной системой
подъема грузов, неубирающееся шасси, подвесные топливные баки
увеличенной емкости, помехозащищенные средства связи, новый бортовой
комплекс обороны и др. Установка новой тепловизионной системы
наблюдения (IRTV-445MGH) обеспечивает возможность круглосуточного
обнаружения и распознавания объектов на удалении более 4 км,
спутниковая навигационная система GPS115L GARMIN с блоком сопряжения
VPS-200 - определение текущих координат вертолета и др. параметров
полета при работе в системе GPS, а также выдачу навигационных данных на
экран видеомонитора системы наблюдения и запись информации на
видеопленку. Завершены заводские испытания вертолетов Ми-24ПН,
Ми-24ВК-1, Ми-24ПК-1, заканчиваются испытания вариантов Ми-24ВК-2 и
Ми-24ПК-2.
С
1976 г. капитально-восстановительный ремонт и переоборудование
вертолетов Ми-24 (Ми-35) любых модификаций осуществляются на
Конотопском авиаремонтном заводе "АВИАКОН".
По сообщению авторитетного французского интернет-портала
defense-aerospace.com в октябре 2007 г. Саудовская Аравия подписала
контракт на закупку более 150 российских вертолетов типа Ми-35 и Ми-17
стоимостью 2,2 млрд. долл. отказавшись при этом от 148 вертолетов
французского производства.
| |