Многоцелевой вертолет для решения широкого круга задач при подготовке и ведении боевых действий в различных физико-географиче
ских и погодно-климатических условиях
История создания
Ми-24 (экспортный вариант Ми-35) создан Московским вертолетным заводом (МВЗ) им.М.Л. Миля и является одним из самых известных вертолетов этого класса. Работы по созданию вертолета Ми-24 начались в 1968 г., первый полет опытный образец совершил в 1969 г., принят на вооружение в 1972 г. Серийно вертолет Ми-24 различных модификаций выпускали и выпускают заводы ОАО "Роствертол" и "Арсеньевской авиационной компании "Прогресс". Всего было построено около 3500 вертолетов этого типа. Состоит на вооружении более 30 стран, использовался в боевых действиях в Афганистане, Чечне и ряде региональных военных конфликтов. Неофициальные названия "Стакан", "Крокодил".
Назначение и конструктивные особенности
Многоцелевой вертолет типа Ми-24 (Ми-35) предназначен для решения широкого круга задач при подготовке и ведении боевых действий. При авиационной поддержке войск вертолет способен уничтожать бронированные и небронированные, малоразмерные и площадные наземные и надводные, малоскоростные и низколетящие воздушные цели противника, а также его живую силу на переднем крае и в тактической глубине, сопровождать войска при совершении марша и действиях в глубине обороны противника. Достаточно вместительная грузовая кабина позволяет использовать вертолет в целях повышения мобильности войск путем использования его в транспортно-десантном, транспортном и санитарном вариантах. В первом случае внутри Ми-24 могут находиться восемь десантников с личным оружием, во втором – 2 лежачих и 2 сидячих раненых в сопровождении медработника, а при использовании его в транспортном варианте – боеприпасы и другие грузы внутри (до 1500 кг) грузовой кабины и на внешней (до 2400 кг) подвеске. Кроме того, вертолеты типа Ми-24 могут использоваться для ведения разведки и наблюдения, минирования местности, корректировки огня и выполнения других задач.
Двигатель и оборудование
Вертолет, в зависимости от модификации, может быть оснащен двумя газотурбинными двигателями производства "Завод им. В Я, Климова" типа ТВЗ-117В или ВК-2500 мощностью 2225 и 2499 л.с. соотвественно.
Для обеспечения применения вертолета по предназначению в различных физико-географических и метеорологических условиях вертолеты типа Ми-24 оснащаются комплексом пилотажно-навигационного, транспортно-десантного и санитарного оборудования, средствами радиосвязи и управления оружием. В целях повышения живучести вертолеты оснащены с
танцией обнаружения облучения РЛС, устройствами выброса ложных тепловых ИК-ловушек и создания помех в ИК-диапазоне, экранно-выхлопными устройствами, имеют многократное резервирование жизненно важных систем важных систем и бронирование кабины экипажа с дегазационной системой и герметизацией.
Вооружение
Для выполнения боевых задач и поражения различных наземных и надводных малоразмерных и площадных, низколетящих и малоскоростных воздушных целей вертолеты типа Ми-24 различных модификаций могут оснащаться системами управляемого и неуправляемого стрелково-пушечного, ракетного и бомбардировочного вооружения, варианты которого определяются решаемыми задачами. Размещаться средства поражения могут на двух пусковых рамах для управляемых ракет, 4 балочных держателях и 2 законцовках крыльев, во встроенной управляемой подвижной стрелковой установке (типа УСПУ-24, боекомплект 1470 патронов), носовой подвижной (неподвижной) пушечной установке НППУ-24 (НПУ-30) с двуствольной 23-мм пушкой ГШ-23Л с боекомплектом в 250 снарядов.
Основные характеристики вертолета Ми-24ВП
Максимальная скорость, км/ч |
320 |
Крейсерская скорость, км/ч |
270 |
Статический потолок (без учета земли), м |
2000 |
Динамический потолок, м |
4500 |
Дальность полета, км |
450 |
Перегоночная дальность, км |
1000 |
Двигатель (кол-во, тип, марка) |
2хТВ3-117В (ВМ, ВМА) |
Мощность двигателей, л.с. |
2х2225 |
Максимальная взлетная масса, кг |
11500 |
Нормальная взлетная масса, кг |
11300 |
Масса пустого вертолета, кг |
8570 |
Масса груза максимальная. кг |
2400 |
Масса груза нормальная, кг |
1500 |
Масса груза на внешней подвеске, кг |
до 2000 |
Емкость внутренних топливных баков, л |
1500 |
Емкость 4 внешних топливных баков, л |
1200 |
Экипаж (десантники/раненые), чел |
3 (8/4) |
Длина х ширина х высота вертолета, м |
19,79х6,66х4,17 |
Длина х ширина х высота грузовой кабины, м |
2,5х1,45х1,2 |
Диаметр несущего/рулевого винта, м |
17,3/3,9 |
Модификации
Большое количество модификаций вертолета Ми-24 обусловлено широким кругом выполняемых им задач. В их числе: Ми-24А - первая модификация вертолета с ПТУР "Фаланга-М", плоским остеклением кабина экипажа, в которой летчики располагались рядом (1971 г); Ми-24Б - промежуточный модернизированный вариант с ПТУР "Фаланга-ПВ" (разработан в 1971-1972 гг., серийно не выпускался); Ми-24Д (экспортный вариант Ми-25) - с ПТУР "Фаланга-ПВ" и пулеметом ЯкБ-12,7, размещение экипажа тандемное (1973 г); Ми-24В (Ми-35) – оснащен ПТРК "Штурм-В" и пулеметом ЯкБ-12,7 (1976 г); Ми-24П (Ми-35П) – "пушечный" вариант вертолета с ПТРК "Штурм-В" и 30-мм двуствольной пушкой ГШ-ЗОК, установленной вместо встроенной 12,7-мм пулеметной установки справа на носовой части фюзеляжа (1976 г.); Ми-24ВП - серийно выпускался в 1986-1989 гг.; Ми-24К - разведчик-корректировщик стрельбы артиллерии; Ми-24Р, Ми-24РА - вертолеты радиационной, химической и биологической разведки;
Состояние
Вертолеты Ми-24 различных модификаций состоят на вооружении армий России (около 1000), Украины (около 244), Белоруссии (80), а также около 30 других государств.
В настоящее время серийно выпускаются вертолеты Ми-35П, модернизированные Ми-35ПН, Ми-35ПМ, Ми-35М. с целью повышения боевых возможностей и продления срока службы ОАО "МВЗ им.М.Л. Миля" и "Роствертол" предложили программы глубокой модернизации вертолетов Ми-24 (Ми-35) с установкой различного оборудования, в т.ч. и иностранного производства, желанию заказчика при проведении капитального ремонта с техническим освидетельствованием и одновременным продлением срока службы и ресурсов основных агрегатов вертолета. Модернизация осуществляется с целью продление жизненного цикла вертолетов, повышение их тактико-технических и экономических показателей, обеспечения их круглосуточного применения, улучшение условий работы экипажа, повышения защиты людей и конструкции машины, а также погрузки и выгрузки войск и техники.
С 1976 г. капитально-восстановительный ремонт и переоборудование вертолетов Ми-24 (Ми-35) любых модификаций осуществляются на Конотопском авиаремонтном заводе "АВИАКОН".
По сообщению авторитетного французского интернет-портала defense-aerospace.com в октябре 2007 г. Саудовская Аравия подписала контракт на закупку более 150 российских вертолетов типа Ми-35 и Ми-17 стоимостью 2,2 млрд. долл. отказавшись при этом от 148 вертолетов французского производства.