История создания
В начале 70-х годов в ОКБ им. Н.И.Камова был разработан противолодочный
вертолёт Ка-27 и его поисково-спасательная модификация Ка-27ПС. На базе
Ка-27ПС ОКБ было поручено разработать гражданский палубный вертолёт,
предназначенный для ледовой разведки в условиях Арктики. Ведущим
конструктором по вертолёту был назначен Б.Соколов. Общее руководство
осуществлял заместитель главного конструктора М.А.Купфнер. Требования к
вертолёту были утверждены руководством МАП и МГА в 1980 году. Позже
было решено делать вертолёт многоцелевым. На нём предполагалось
установить новый пилотажно-навигационный комплекс с бортовой ЭВМ,
обзорную РЛС, мощную противооблединительную систему. Фюзеляж, силовая
установка и несущая система остались без изменений. Отсутствие военного
оборудования позволило разместить на борту дополнительные топливные
баки и увеличить грузоподъемность. В 1978 году опытный Ка-32 впервые в
истории освоения Арктики осуществил проводку атомного ледокола "Сибирь"
с караваном судов в условиях полярной ночи. Серийное производство
организовано на вертолётном заводе в Кумертау. Первый полёт серийного
Ка-32Т состоялся 8 октября 1980 года (лётчик-испытатель Е.И.Ларюшин). В
1981 году вертолёт впервые был продемонстрирован зарубежным
специалистам в Минске на
междун
ародной конференции по применению
гражданской авиации в народном хозяйстве. В 1985 году Ка-32
демонстрировался на авиасалоне в Ле-Бурже.
Назначение
Предназначен для транспортировки грузов внутри кабины и
крупногабаритных грузов на внешней подвеске, выполнения
строительно-монтажных, поисково-спасательных и санитарных работ,
обслуживания буровых платформ на шельфах, выполнение различного рода
съемок (аэрофотосъемка, аэрогеофизические и аэрогравиметрические съемки
и др.).
Особенности конструкции
Ка-32 построен по соосной схеме. Винты трёхлопастные,
противоположного вращения, складывающиеся на стоянке. Лопасти винтов
изготовлены из стеклопластика, втулки - из титана. Фюзеляж
цельнометаллический, балочно-стрингерного типа. Для обеспечения
продольной и путевой устойчивости установлено хвостовое оперение с
двумя килями. Каждая шайба киля снабжена неуправляемым предкрылком и
развёрнута носком к оси фюзеляжа. Шасси четырёхопорное, неубирающееся.
Передние опоры самоориентирующиеся. Предусмотрена установка лыж.
Модификации
Ка-32А
- модернизированный. Отличается двигателями ТВ3-117ВМА, блистером на
левой двери кабины экипажа, системой централизованной заправки
топливных баков, составом оборудования. Первый полёт в 1990 году.
Сертифицирован в июне 1993 года.
Ка-32А1 - пожарный. Оснащён складными
транспортно-спасательными кабинами, складной ёмкостью на 5000 л воды,
гидродинамической пушкой, огнетушителями, аэрозольн
ыми гранатами, 2
прожекторами, громкоговорителем.
Ка-32А2 - милицейский. Отличается 2 прожекторами и громкоговорителем. Разработан в 1995 году. Впервые продемонстрирован на МАКС-95.
Ка-32А7 - вертолёт для охраны экономической зоны. Вооружён ракетами Х-35.
Ка-32А11ВС - экспортны
й для Канады.
Сертифицирован в 1998 году в Канаде и в 2005 году в Мексике. В 2004
году 2 вертолёта поставлены в Испанию.
Ка-32А12 - экспортный для Швейцарии. Отличается составом оборудования. Сертифицирован в 1996 году.
Ка-32К - летающий кран. Отличается
полувидвижной кабиной оператора, системой гашения колебаний груза,
двухкамерной и двухэкранной телевизионной системой наблюдения за
грузом. Впервые продемонстрирован на аэрокосмическом салоне в Берлине в
1992 году.
Ка-32С - судовой многоце
левой. Отличается
аппаратурой инструментальной ледовой разведки, надувными баллонетами.
Используется на ледоколах. Поставлялся в Южную Корею.
Ка-32Т - транспортный. В грузовой кабине
оборудовано 16 мест для пассажиров. Может использоваться в качестве
санитарного, аэрофотосъёмочного или для трелёвки леса. П
ервый
полёт 8
октября 1980 года. Поставлялся в Южную Корею.
Состояние
На КумАПП серийно производятся вертолеты Ка-32Т, Ка-32С и
Ка-32А. Переоборудование вертолетов под специальные требования
заказчиков производится на опытном заводе фирм
ы КАМОВ. Всего построено
более 140 маши
н, из них более 70 эксплуатируются за рубежом. Фирма
КАМОВ продолжает модернизацию Ка-32 в части установки нового бортового
оборудования и более мощных двигателей с целью увеличения коммерческой
нагруз
ки до
7 тонн.