СУ-35
Многофункциональный
сверхманевренный истребитель для решения задач завоевания господства в
воздухе и нанесения ударов по наземным целям
История создания
Су-35 является глубоко модернизированной версией истребителя Су-27 и
соответствует поколению 4++. В ходе модернизации Су-27 был оснащен
передним горизонтальным оперением (ПГО), системой дозаправки топливом в
воздухе, новым комплексом БРЭО и расширенной номенклатурой вооружения.
Необходимость создания нового самолета была обусловлена стремлением
расширить возможности истребителя-перехватчика ПВО Су-27 и создать на
его базе единый многоцелевой истребитель для ВВС СССР, способного в
равной степени эффективно решать задачи поражения воздушных и наземных
целей. Этот самолет планировалось оснастить более эффективной бортовой
радиолокационной станцией (РЛС) с увеличенной дальностью действия,
лучшей помехозащищенностью и дополнительными режимами работы
"воздух-поверхность", а также ракетой средней дальности нового
поколения с активной радиолокационной головкой самонаведения и
инерциальной системой управления.
Модифицированный
самолет Су-27М (Т-10М в ОКБ), впоследствии Су-35, создавался по решению
Комиссии СМ СССР по военно-промышленным вопросам (от 29.12.1983 г.)
группой конструкторов во главе М.А.Погосяном (генеральный конструктор
М.Н. Симонов). Эскизный проект Су-27М был подготовлен в 1985 г.
Испытания первого опытного образца Т-10М-1, построенного с
использованием планера серийного Су-27 (Т-10-70) начались 28.06.1988 г.
(летчик-испытатель О.Г. Цой), а 18.01.1989 г. первый полет совершил
второй прототип (Т-10М-2). Серийное производство Су-27М было развернуто
в Комсомольске-на-Амуре, первый из которых был выпущен 1.04.1992 г. За
рубежом самолет, получивший наименование Су-35 впервые был показан
осенью 1992 г. на авиасалоне в Фарнборо (Великобритания). Опытный
самолет Су-27М (Т-10М-6, бортовой номер 706), предназначенный для для
отработки модифицированной системы дистанционного управления и другого
оборудования, в 1992 г. был представлен министрам обороны СНГ на
выставке авиационной техники в Мочулищах (Белоруссия). В августе 1993
г. Су-35 был продемонстрирован на международном авиакосмическом салоне
(МАКС-93) в г. Жуковском.
Назначение
Многофункциональный сверхманевренный истребитель Су-35 предназначен
для завоевания господства в воздухе путем уничтожения пилотируемых и
беспилотных летательных аппаратов управляемыми ракетами средней
дальности и в ближнем воздушном бою, поражения надводных и наземных
целей с использованием бортового вооружения, в первую очередь
высокоточного в ходе ведения автономных и групповых действий в любых
метеоусловиях. Кроме того, самолет может решать задачи разведки на
сухопутных и морских театрах военных действий.
Основные отличия и конструктивные особенности
Основные отличия от серийного самолета Су-27:
дополнительное переднее горизонтальное оперение на наплыве крыла;
цифровая система дистанционного управления в продольном, поперечном и
путевом каналах; изменены обводы носового радиопрозрачного конуса и
центральной хвостовой балки; увеличенная до 34 т максимальная взлетная
масса, усиленное шасси с двухколесной передней опорой; увеличенный до
10250 кг запас топлива за счет интегральных баков-отсеков в крыльях и
вертикальном оперении; увеличенная площадь и высота килей; наличие
системы дозаправки топливом в полете с выпускаемой штангой в
предкабинном отсеке слева и возможности применения двух подкрыльевых
подвесных топливных баков емкостью по 2000 л; новый комплекс БРЭО
(многорежимный радиолокационный прицельный комплекс с РЛС переднего
обзора, РЛС заднего обзора, оптико-электронный прицельно-навигационный
комплекс, бортовой комплекс обороны, новый комплекс связи и др.);
измененное приборное оборудование кабины летчика и кресло с углом
наклоном спинки 30 град.; наличие ракет средней дальности типа РВВ-АЕ;
увеличенное до 12 количество ракет; возможность применения управляемого
и неуправляемого оружия для поражения наземных целей.
Конструктивно
самолет Су-35 спроектирован по концепции "электронной устойчивости" с
электродистанционной системой управления (СДУ). Он построен по
нормальной аэродинамической схеме с дополнительным передним
горизонтальным оперением и интегральной компоновкой.
Среднерасположенное трапециевидное крыло небольшого удлинения оснащено
развитыми наплывами и плавно сопрягаясь с фюзеляжем образует единый
несущий корпус. Два двухконтурных турбореактивных двигателя с
форсажными камерами типа АЛ-31Ф размещены в отдельных мотогондолах,
установлены под несущим корпусом самолета на расстоянии друг от друга,
что устраняет их аэродинамическое взаимное влияние и позволяет
размещать между ними по схеме "тандем" две управляемые ракеты.
Сверхзвуковые регулируемые воздухозаборники расположены под
центропланом.
Головная часть фюзеляжа
представляет собой цельнометаллический полумонокок с поверхностью
интегральной формы и начинается радиопрозрачным осесимметричным
обтекателем антенны бортовой РЛС. В ней находится носовой отсек
оборудования с блоками радиолокационного прицельного комплекса (РЛПК) и
оптико-электронной прицельной системы (ОЭПС), кабина летчика,
подкабинные и закабинный отсеки оборудования, ниша уборки передней
опоры шасси с одной створкой.
Кабина летчика герметична и оснащена двухсекционным фонарем, состоит
из неподвижного козырька и открывающейся вверх-назад сбрасываемой части
с большой площадью остекления и хорошим обзором во все стороны. В
кабине установлено катапультируемое кресло К-36ДМ 2-й серии. Перед
фонарем кабины справа от оси самолета установлен визир
оптико-локационной станции, а в предкабинном отсеке слева - выпускаемая
штанга системы дозаправки топливом в полете. В центральном и двух
боковых подкабинных отсеках размещены блоки радиоэлектронного
оборудования, в закабинном - основной объем радиоэлектронного
оборудования, патронный ящик с боекомплектом пушки, ниша для передней
опоры шасси. В правом наплыве закабинного отсека расположена встроенная
30-мм скорострельная пушка с системой подачи боезапаса, в левом -
агрегаты самолетных систем и блоки радиоэлектронного оборудования. На
наплывах крыла установлены консоли цельноповоротного переднего
горизонтального оперения.
Средняя часть
фюзеляжа разделена на технологические отсеки: передний топливный
бак-отсек (расположен по оси симметрии самолета между головной частью
фюзеляжа и центропланом); центроплан - основной несущий элемент
самолета (выполнен в виде топливного бака-отсека с тремя поперечными
стенками и рядом нервюр), на нижней поверхности которого расположены
узлы крепления основных опор шасси, мотогондол двигателей, пилонов
подвески оружия; гаргрот (силовой агрегат для размещения коммуникаций и
установки оборудования).
Хвостовая часть фюзеляжа также представляет собой
совокупность ряда технологических отсеков, предназначенных для
размещения двигателей, основных опор шасси, оперения самолета,
топливного бака-отсека, контейнера с тормозными парашютами, др.
агрегатов и коммуникаций самолетных систем. На боковой поверхности
воздухозаборников установлены антенны станции предупреждения об
облучении.
Крыло
самолета с развитой механизацией свободнонесущее с углом стреловидности
по передней кромке 42 град. На торцах законцовки крыла может быть
установлено пусковое устройство для управляемых ракет класса
"воздух-воздух" ближнего боя или контейнеров с аппаратурой РЭП.
Шасси самолета трехопорное, убирающееся, с одним
колесом на основных опорах и двухколесной управляемой передней опорой.
Обтекатели шасси плавно переходят в хвостовые балки, которые служат
платформами для установки цельноповоротных консолей горизонтального
оперения с прямой осью вращения, двухкилевого разнесенного по внешним
бортам хвостовых балок вертикального оперения и подбалочных гребней.
Силовая установка представлена двумя турбореактивными
двухконтурными двигателями с форсажными камерами (ТРДДФ) производства
"НПО "Сатурн" типа АЛ-31Ф, тягой по 12500 кгс каждый.
Оборудование
Бортовое радиоэлектронное оборудование (БРЭО) включает ряд систем,
использующих элементы искусственного интеллекта. В их числе система
управления вооружением (СУВ – когерентная импульсно-доплеровской РЛС
переднего обзора с ФАР Н011М, РЛС заднего обзора, оптико-электронная
прицельная система, нашлемная система индикации и целеуказания);
навигационных комплекс (инерциальная курсовая система, радиотехнические
системы дальней и ближней навигации); система отображения информации с
тремя многофункциональными индикаторами; комплексная система РЭБ (ИК
датчик предупреждения об атакующих ракетах противника, активные системы
подавления), система государственного опознавания. На экспортных
самолетах состав оборудование определяется заказчиком.
Вооружение
Самолет Су-35 оснащен стрелково-пушечным, управляемым ракетным
класса "воздух-воздух" и "воздух-поверхность", неуправляемым ракетным и
бомбардировочным вооружением. Стрелково-пушечное вооружение
представлено 30-мм встроенной автоматической скорострельной
одноствольной пушкой типа ГШ-301 (установлена в наплыве правой половины
крыла, боекомплект 150 патронов, 1500 выстр./мин.).
Управляемое ракетно-бомбовое вооружение может включать управляемые
ракеты (УР) типа Р-27РЭ (ТЭ,Т,Р), РВВ-АЕ, Р-73 класса "воздух-воздух",
а также УР Х-59, противокорабельные (ПКР Х-31А) и противолодочные (ПРЛР
Х-31П) ракеты, УР Х-29Т класса "воздух-поверхность"; корректируемые
авиабомбы КАБ-500Кр, КАБ-500Л и КАБ-1500Кр. Максимальная масса
неуправляемого вооружения класса "воздух-поверхность" может достигать
8000 кг и включать бомбы типа ФАБ-500М54, ФАБ-500М62, ФАБ-250М54,
ОФАБ-100-120, зажигательные баки ЗБ-500, контейнеры КМГУ, неуправляемые
ракеты типа С-8 в блоках Б-8М1, С-13 в блоках УБ-13, С-25 в пусковых
устройствах.
Ракетное
и бомбардировочное вооружение может размещаться на авиационных пусковых
(АПУ) и авиационных катапультных (АКУ) устройствах, а также на балочных
держателях (12 точек): 6 - под консолями крыла, 2 - под законцовками
крыла, 2 - под гондолами двигателей и 2 - под центропланом между
мотогондолами (по схеме "тандем"). На самолете может быть подвешено до
8 УР "воздух-воздух" средней дальности типа Р-27 с полуактивными
радиолокационными (Р-27Р, Р-27ЭР) или тепловыми (Р-27Т, Р-27ЭТ)
головками самонаведения, до 10 УР средней дальности РВВ-АЕ с активными
радиолокационными головками самонаведения и до 6 УР ближнего
маневренного боя Р-73 с тепловыми головками самонаведения. Типовой
вариант вооружения самолета при решении задач "воздух-воздух" включает
8 ракет Р-27Э (или РВВ-АЕ) и 4 ракеты Р-73. Всего на Су-35 может быть
размещено более 70 вариантов вооружения.
Состояние и модификации
Состояние – к 1995 г. было построено 12 самолетов Су-27М опытной
серии (в т.ч. 9 на "КнААПО им. Ю.А. Гагарина"), которые после доработки
обозначены как Су-35. Серийное производство планировалось на 1996-2005
гг., но из-за отсутствия средств было отложено.
Модификации:
Су-27 - базовый серийный истребитель;
Су-35 (Су-27М) – многофункциональный самолет опытной серии;
Су-35УБ - многоцелевой двухместный учебно-боевой истребитель (в стадии разработки);
Су-37 (Су-27М2, Super Flanker)
– истребитель с двигателями типа АЛ-31ФП с управляемым вектором тяги,
короткоходовой боковой ручкой управления. ьших перегрузках. Выполнен по
аэродинамической схеме "неустойчивый интегральный триплан" и
практически не имеет ограничений по углу атаки. Планер в целом выполнен
с использованием новых высокопрочных сплавов и композиционных
материалов. В кабине летчика установлены: катапультируемое кресло К-36,
4 жидкокристаллических многофункциональных цветных дисплея для
отображения всей необходимой информации и табло отказов. Истребитель
оснащен современным радиоэлектронным оборудованием, новой системой РЭБ
и системой закрытого обмена данными о целях с другими истребителями и
наземными командными пунктами. Первый полет прошел 2.04.1996 г.,
18.08.1966 г. - впервые показан на авиационном празднике в Тушино. В
настоящее время летные испытания продолжаются. Собран на заводе в
Комсомольске-на-Амуре как прототип серийного боевого самолета.