СУ-30
Многоцелевой истребитель для решения задач завоевания господства в воздухе и других при ведении боевых действий
История создания
Многоцелевой истребитель Су-30 был создан на базе учебно-боевого
самолета Су-27УБС путем его глубокой модернизации (установлена система
дозаправки в воздухе и усовершенствованное БРЭО). Разработан ОКБ им.
П.О. Сухого (ныне ОАО "Компания "Сухой"), серийно производится
Иркутским авиационным заводом с 1992 г.
Работы начались в 1985 г. установкой на втором летном экземпляре
(Т-10У-2) системы дозаправки топливом и частичного изменения
оборудования (установлена штанга системы дозаправки, оптический блок
сместился к правому борту). Самолета поднялся в воздух впервые
10.09.1986 г., в июне 1987 г. – совершил беспосадочный перелет Москва -
Комсомольск-на-Амуре, в марте 1988 г. - Москва - Комсомольск-на-Амуре –
Москва (протяженность 13440 км, длился 15 ч 42 мин., проведено 4
дозаправки топливом в воздухе).
В дальнейшем на базе Су-27УБ создается модификация Су-27ПУ для
авиации ПВО. Он должен быть способен к длительным полетам, уничтожать
самолеты-носители, крылатые ракеты и другие воздушные цели в любых
метеоусловиях днем и ночью при радиоэлектронном противодействии со
стороны противника самостоятельно и в группе, а также выполнять функции
воздушного командного пункта. В 1988 г. в Иркутском филиале ОКБ Сухого
были доработаны 2 серийных Су-27УБ (Т-10ПУ-5, Т-10ПУ-6). Первый полет
состоялся 31.12.1988 г., а вскоре было принято правительственное
решение о развертывании серийного производства этого самолета как Су-30
на Иркутском авиационном заводе. В 1990 г. самолет Т-10ПУ-5 был
переоборудован в летающую лабораторию для испытаний двигателей с ОВТ.
При серийном производстве самолета были усилены центроплан и шасси, что
повысило взлетную и посадочную массы, в кабине летчика-оператора
установлен индикатор тактической обстановки, а обе кабины оборудованы
санустройствами. Первый полет серийного Су-30 состоялся 14.02.1992 г.,
затем было выпущено около 8 Су-30, два из которых попали в пилотажную
группу "Русские Витязи" (бортовые номера 596 и 597). Впервые они были
продемонстрированы в ходе показательных полетов на "Мосаэрошоу-92".
Другие серийные боевые машины используются для отработки тактики
применения, в т.ч. и групповых действий с самолетами радиолокационного
дозора и наблюдения А-50 и истребителями-перехватчиками МиГ-31.
Назначение
Многоцелевой истребитель Су-30 предназначен для управления
групповыми боевыми действиями истребителей при решении задач завоевания
господства в воздухе (перехват и уничтожению пилотируемых и беспилотных
летательных аппаратов), обеспечении боевых действий других родов
авиации, прикрытии наземных войск и объектов, уничтожении десантов в
воздухе, а также для ведения воздушной разведки и уничтожения наземных
(надводных) целей.
Конструктивные особенности
До начала 1990 гг. по боевым возможностям оценивался как самый
мощный истребитель в мире и превосходил все серийные зарубежные
истребители по маневренным возможностям. Выполнен по интегральной
схеме. Оснащен автоматически отклоняющейся механизацией передней и
задней кромок крыла, а также воздухозаборником, обеспечивающим защиту
двигателей от попадания посторонних предметов. В головной части
фюзеляжа находится двухместная кабина с размещением экипажа по схеме
"тандем" с полным дублированием всех органов управления.
Двигатели
Двигательная установка включает два турбореактивных двухконтурных
двигателя форсажных (ТРДДФ) АЛ-31Ф мощностью по 12500 кгс каждый.
Оборудование
Самолет оснащен комплексной системой управления вооружением в
составе когерентного импульсно-доплеровского радиолокационного
прицельного комплекса РЛПК-27 (дальность обнаружения МиГ-21 в
передней/задней полусфере 80-100/30-40 км, сопровождение до 10 целей,
одновременный пуск УР по 2 целям), оптико-электронной прицельной
системы ОЭПС-27 (теплопеленгатор с лазерным дальномером) и нашлемной
системы целеуказания НСЦ-27. Кроме того, на самолете установлен
пилотажно-навигационный комплекс (информационный комплекс
высокоскоростных параметров ИК-ВСП, автоматический радиокомпас АРК-19
или АРК-20, радиовысотомер А-38, радиотехническая система ближней
навигации), автопилот, комплекс средств связи (УКВ-радиостанция Р-800,
KB-радиостанция Р-864, аппаратура записи переговоров), бортовой
комплекс РЭБ (станция предупреждения о радиолокационном облучении
"Береза", устройство выброса ИК ловушек и диполей), аппаратура
приборного наведения по помехозащищенной линии "Бирюза",
электродистанционная аналоговая система управления (СДУ) с
четырехкратным резервированием, система ограничительных сигналов (СОС)
для предотвращения выхода на закритические режимы, катапультное кресло
К-36ДМ. На крайних крыльевых узлах подвески, вместо возможна установка
контейнеров станции помех.
Вооружение
Для выполнения боевых задач самолет имеет встроенную 30-мм пушку
ГШ-301 (150 снарядов); ракетное (до 6 УР Р-27Р1 или Р-27ЭР1, до 2 УР
Р-27Т1 или Р-27ЭТ1, до 6 УР Р-73 класса "воздух-воздух", до 4 блоков
НАР С-8, С-13), бомбовое (до 38 бомб калибра 100 кг, или до 28 бомб
калибра 250 кг, или до 8 бомб калибра 500 кг, до ЗБ-500, РБК-500)
вооружение. Для его размещения имеется 12 узлов внешней подвески.
Максимальная/нормальная боевая нагрузка может достигать 6000-8000/1400
кг (в зависимости от модификации).
Модификации
Су-30М - ударный самолет для фронтовой авиации;
Су-30МК – разработан в 1993
г. как многофункциональный истребитель (модернизированный
коммерческий). Оснащен БРЭО нового поколения. Второй член экипажа стал
штурманом-оператором. Способен применять по морским и наземным целям
высокоточное управляемое оружие (ВТО) класса "воздух-поверхность", с
дальностью пуска до 250 км; одновременно обстреливать несколько целей;
нести 8000 кг вооружения. Имеет две дополнительные, по сравнению с
Су-30 и Су-27УБ, точки подвески. Часть аппаратуры размещена в
контейнерах на внешних узлах подвески;
Су-30МКИ – ударный самолет,
предназначенный для поставок в Индию. Отличается составом БРЭО
французского, российского, израильского и индийского производства,
новыми двигателями АЛ-31ФП с изменяемым в двух плоскостях вектором тяги
и адаптированные под индийские сорта топлива, усиленной передней опорой
шасси со спаренными колесами, спутниковой навигационной системой;
Су-30КИ - модификация
одноместного истребителя Су-27СК, отличающаяся от базовой модели
установкой системы дозаправки в воздухе, имеет увеличенный на 50-80%
боевой радиус действия при действии по воздушным целям и в 2-3 раза по
наземным целям, оснащен системами спутниковой и ближней навигации,
сопряженными с бортовой ЭВМ. Остальное оборудование и система
управления оружием остались без изменения. Впервые за рубежом
продемонстрирован на международной авиационной выставке LIMA-99 в
Малайзии;
Су-30М2 – модифицирован для применения ВТО, что придало ему свойства самолета "четыре плюс";
Су-30МКК – создан для
поставок Китаю в количестве нескольких десятков самолетов с
расширенными ударными возможностями для замены стареющего парка
бомбардировщиков типа Ил-28 и Ту-16. В отличии от индийского варианта
на Су-30МКК отсутствует от переднего горизонтального оперения и
двигателя с управляемым вектором тяги. Вертикальное оперение подобно
оперению Су-35 и имеет мощную УКВ антенну. Самолет оснащен новой РЛС
Н001ВЭ с дальностью действия до 100 км в передней полусфере и 40 км в
задней, системами ведения групповых боевых действий, управления оружием
с TВ-самонаведением (ракеты Х-59М, Х-29Т, Х-31П, управляемые авиабомбы
КАБ-500), имеет 12 точек подвески и способен нести до 8 т оружия.
Состояние
Состоит на вооружении ВВС и войск ПВО России и ряда зарубежных стран
|