|
| | |
| Су-39
Представляет
собой результат глубокой модернизации самого знаменитого российского
штурмовика Су-25, который также известен в мире, как «Грач» и «Frog
foot».
История
Работы по созданию самолета начались в 1976 г.
Штурмовик, способный бороться с малоразмерными, сильнозащищенными
целями (в том числе танками стран НАТО нового поколения) первоначально
предполагалось выполнить в двухместном варианте и оснастить ПТРК
"Радуга", однако в дальнейшем выбор был остановлен на перспективном
ПТРК "Вихрь", способным применяться одноместным самолетом. В качестве
другого основного вооружения модернизированного штурмовика
рассматривалась 45-мм перспективная пушка, подвижная в вертикальной
плоскости, однако из-за сложностей с отработкой этой системы было
решено оснастить самолет неподвижной двухствольной пушкой ГШ-30 (30 мм).
Работы по установке нового комплекса вооружения на самолете Су-25
начались в 1982 году, рабочее проектирование модернизированного
штурмовика Т8-М завершилось в 1983 году, постройка первого опытного
образца (в него дорабатывался учебно-боевой самолет Т8-УБ) началась в
1983 году, а первый полет штурмовика состоялся 17 августа 1984 г.,
машину пилотировал летчик-испытатель А.Н. Исаков. Всего из самолетов
Т8-УБ, построенных в Улан-Удэ, в Тбилиси в вариант Т8-М было доработано
два опытных штурмовика, а также планер для статиспытаний (проводились в
СибНИА). Затем Тбилисский авиазавод выпустил партию из восьми опытных
самолетов. Государственные испытания Су-25Т завершены в сентябре 1993 г., а в 1994 году самолету было присвоено обозначение Су-39.
По
сравнению с
исходным Су-25 новый штурмовик имел значительно более
мощное вооружение, новое БРЭО и усовершенствованный комплекс боевой
живучести. Первый серийный самолет Су-25Т совершил первый полет 26 июля
1990 г.
В Тбилиси была собрана установочная партия из 12 штурмовиков Су-25Т. В
дальнейшем, после распада СССР, серийное производство штурмовиков было
освоено в
Улан-Удэ.
Развитием штурмовика Су-25Т стал усовершенс
твованный самолет Су-25ТМ (Су-39), первый полет состоялся в 1996 году.
Назначение
Предназначен для уничтожения:
-
наземные
подвижные малоразмерные и хорошо защищенные цели: танки (в т. ч. танки
стран НАТО нового поколения), БМП, БТР, САУ и т. д. ; -
комплексы ПВО вне зависимости от методов их работы; -
укрепленные огневые точки и живая сила противника в хорошо защищенных укрытиях (в т. ч. в пещерах и ущельях); -
наземные площадные цели; -
здания, сооружения и конструкции; -
воздушные
цели: самолеты (штурмовики, бомбардировщики, истребители, транспортные
самолеты), вертолеты, беспилотные летательные аппараты,
противокорабельные и крылатые ракеты; -
надводные цели водоизмещением до 5000 тонн: катера, десантные баржи, фрегаты, эсминцы.
При
активном противодействии средств ПВО противника круглосуточное, в
простых и сложных метеоусловиях, с прицеливанием через бортовую
оптико-телевизионную систему 23-х кратного увеличения или через
радиолокационный прицельный комплекс:
-
обнаружение и уничтожение с вероятностью 0,9 подвижных целей типа `танк`, `катер`, `вертолет`; -
самостоятельное обнаружение и поражение боевых кораблей от скоростного катера до эсминца; -
самостоятельная защита от атак истребителей и ведение с ними активного воздушного боя; -
высокая маневренность на малых и средних высотах; -
базирование на горных аэродромах с высотой расположения до 3000м; -
практически
стопроцентная защита летчика и всех жизненно важных агрегатов самолета
от их поражения стрелково-пушечным вооружением калибра до 30 мм и его осколками.
Конструкция
самолета Су-39, в целом, подобна конструкции УБС Су-25УБ. На месте
кабины второго летчика расположен дополнительный мягкий топливный бак,
а над ним - отсек для размещения дополнительного БРЭО. Пушечная
установка перенесена под топливный бак и смещена от оси симметрии
самолета вправо на 273 мм, а освободившееся пространство под кабиной занято БРЭО. Передняя опора шасси смещена влево от оси симметрии на 222 мм. В хвостовой части фюзеляжа установлен дополнительный мягкий топливный бак.
Вооружение
Размещается
на 10 подкрыльевых узлах внешней подвески и включает 16 сверхзвуковых
противотанковых ракет "Вихрь" ("Вихрь-М"), имеющих возможность поражать
и воздушные цели, летящие со скоростью до 800 м/с. Самолеты могут нести
УР класса "воздух-поверхность" Х-29Т с телевизионным самонаведением или
Х-25МЛ, Х-29Л и С-25Л с лазерным наведением, а также КАБ-500КР калибром
500 кг. В комплекс вооружения входят также противорадиолокационные УР Х-58 или Х-31П.
Возможно применение авиационных бомб АБ-100,
АБ-250, АБ-500, РБК-250, РБК-500,ФАБ-500; ракет класса "воздух-воздух"
ASM-M, ASM-M2, AAM-M, Р-73, P-72P, Р-27EР.
Пушечное вооружение состоит из встроенной неподвижной установки НППУ-8 с пушкой ГШ-30 (30 мм,
боекомплект 200 патронов), размещенной под фюзеляжем. Самолет может
брать на борт до восьми блоков НАР С-8 (160 ракет) или С-13 (40 ракет),
до восьми НАР С-24 или С-25. Неуправляемое бомбовое вооружение - до 32
боеприпасов калибром 100 кг или до восьми 250 или 500 кг. Для поражения площадных целей возможна подвеска восьми КМГУ.
| |
| | |
|
|