Малый противолодочный корабль проекта 1124 типа МПК-147 "Альбатрос" (Grisha)
Малый противолодочный корабль, предназначенный для поиска и уничтожения подводных лодок противника в ближней морской зоне
История создания
Идея создания корабля пр.1124 как специализированного скоростного
противолодочного корабля небольшого водоизмещения возникла в 50-60 гг.
XX века, что было обусловлено появлением за рубежом подводных лодок
нового поколения и необходимостью принятия эффективных мер
противодействия им во всех морских зонах, в т.ч. и в прибрежных
районах, вблизи военно-морских баз и пунктов базирования кораблей
отечественного флота. Задание на разработку малого противолодочного
корабля (МПК) пр.1124 "Альбатрос" было выдано в 1963 г. Зеленодольскому
ЦКБ-340, ранее разработавшего сторожевые корабли (СКР) противолодочной
обороны (ПЛО) первого и второго поколений. Эскизный проект нового
корабля (главный конструктор Ю.А. Никольский, наблюдающий от ВМФ
сотрудник ЦНИИ ВК капитан 2 ранга И.В. Козловский) был рассмотрен в
июне 1964 г.
В
техническом проекте 1965 г. были реализованы все требования ВМФ и
создан хорошо вооружённый по тому времени, достаточно быстроходный
специализированный корабль для поиска и уничтожения подводных лодок
вблизи побережья с полным водоизмещением 900 т. По утвержденному в 1972
г. откорректированному пр.1124 полное водоизмещение МПК составляло 940
т., были убраны "гребни" в надводной части борта, упрощена геометрия
выступающих частей корпуса. Полная скорость хода корабля при работе
дизелей и газовой турбины превышала 35 узлов.
Серийное строительство МПК типа "Альбатрос" было начато по
постановлению ЦК КПСС и Совета Министров СССР №680-280 от 10.08.1964
г., при том, что откорректированный после испытаний в 1970 г. головного
корабля (МПК-147) был утвержден в 1972 г. Головной корабль пр.1124, был
заложен в 1967 г. (ССЗ им.Горького, г. Зеленодольск), спущен на воду в
октябре 1968 г., а в октябре 1970 г. сдан флоту. В период до 1986 г. по
пр.1124 было построено 38 кораблей (19 на ССЗ в г. Зеленодольске, 14 -
на ССЗ в г. Хабаровске, 5 - на ССЗ "Ленинская кузница" в г.Киеве). С
1981 по 1983 гг. на Владивостокском заводе были построены 5 кораблей
пр.1124 для морских пограничных частей. С 1980 г. в Зеленодольске,
Хабаровске и Киеве началось строительство модернизированных кораблей по
пр.1124М.
Назначение
Малый противолодочный корабль корабль пр.1124 "Альбатрос"
предназначен для поиска, обнаружения и уничтожения подводных лодок
противника при выполнении задач охраны военно-морских баз и пунктов
базирования флота, рейдов, а также для противолодочного охранения
кораблей и транспортов на переходе морем.
Особенности
Архитектуре МПК пр.1124 было уделено большое внимание
еще на этапе конструирования. В результате были выбраны наиболее
оптимальные комбинированные обводы корпуса корабля, обеспечивающие
требуемую скорость в 35 узлов. С целью снижения степени заливаемости и
забрызгивания верхняя часть корабля имела нетрадиционную седловатую
палубу и протяженную по всей ширине корпуса носовую надстройку.
Главная энергетическая установка (ГЭУ, разработана под
руководством А. Кунаховича и А. Мышакина) представляет собой
трехвальгую дизель-газотурбинную установку в составе 2 дизельных
двигателей экономического хода (М-507А по 10000 л.с. каждый) и
газотурбинного двигателя (ГТД, М-8М, 18000 л.с.), работающие на 2
бортовых и средний вал соответственно. Два дизельных двигателя или ГТД
обеспечивали движение корабля со скоростью 20-22 узла, все три – более
35 узлов. Управление двигателями дистанционное. Установка такой
комбинированной ГЭУ была обусловлена необходимостью поддержания
длительное время относительно невысокого хода при поиске ПЛ на ходу,
глубокой акустической разведки на месте и максимально быстрого выхода в
район ее предполагаемого нахождения с целью атаки бортовыми средствами
поражения. В движении под дизелями дальность плавания со скоростью 18
узлов дальность составляла не менее 2500 миль. Электроэнергетическая
система корабля выполнена на базе 3 дизель-генераторов мощностью 200,
300 и 500 кВт (общая мощность 1000 кВт).
Вооружение
Противолодочное вооружение МПК пр.1124 включает два
двухтрубных поворотных 533-мм торпедных аппарата ДТА-5Э-1124 с
самонаводящимися торпедами типа "Енот-2" (СЭТ-65, скорость хода до 40
узлов, дальность до 15 км, боевая часть до 200 кг), размещенных
побортно на палубе позади носовой надстройки и две 12 ствольных
реактивных бомбометных установки РБУ-6000 (размещены побортно в носовой
части, боезапас 96 реактивных глубинных бомб РГБ-60, дальность стрельбы
до 6 км, глубина поражения до 400 м, масса ВВ 23,5 кг). Для поиска,
обнаружения, классификации подводных лодок и выдачи целеуказания МПК
оснащен подкильной ("Аргунь") и опускаемой ("Шелонь")
гидроакустическими станциями.
Оружие самообороны включает: зенитный ракетный комплекс "Оса-М"
для борьбы с воздушными целями (боекомплект 20 ракет, зона поражения по
дальности и высоте до 10 км и 60-5000 м) с РЛС МР-302 "Рубка",
расположена в носовой части; универсальный артиллерийский комплекс
АК-725-МР-103 в составе башенной универсальной спаренной 57-мм
автоматической установки АК-725 (дальность стрельбы по дальности 12,9
км, высоте 6,7 км) и "стрельбовой" РЛС МР-103 "Барс" (антенный пост
размещен на кормовой надстройке, способна устойчиво сопровождать
малоразмерные морские и воздушные цели на дальности до 40 км.).
Модификации
МПК пр.1124 (Grisha-I class) – базовый проект малого противолодочного корабля;
МПК 1124-П (Grisha-II class) – в 1973 г. создан по
заказу КГБ СССР для частей морской пограничной охраны на основе
базового МПК как пограничный сторожевой корабль (ПСКР) пр.1124-П.
Вместо ЗРК "Оса-м"
установлена вторая артустановка АК-725. По этому проекту было построено
17 ПСКР, большинство из которых имели персональные собственные
наименования. Кроме того, в погранвойска было передано несколько
кораблей базового пр.1124;
МПК пр.1124 (Grisha-III class) – в ходе серийного
строительства, начиная с 13 по счету корпуса, в начале 70 гг. МПК
пр.1124 оснащаются новым артиллерийским комплексом АК-725-МР-123, в
составе 57-мм установки АК-725 и 30-мм шестиствольной артиллерийской
установки АК-630 (дальность стрельбы до 4 км), которая предназначена
для поражения противокорабельных крылатых ракет в ближней зоне обороны.
Управление обеими установками осуществлялось РЛС МР-123 "Вымпел";
МПК пр.1124-К (Grisha-IV class) – опытовый корабль (МПК-5), на котором испытывались зенитный ракетный комплекс "Кинжал"
и новый опытный противолодочный ракетный комплекс РПК-5 "Ливень"
(РБУ-10000, устанавливался в носовой части вместо РБУ-6000, на
вооружение не принят); МПК пр.1124-М (Grisha-V class) –
модернизированный МПК, разработан в 1976 г. Зеленодольским ПКБ. От
базового проекта отличается новой подкильной ГАС "Платина", 76-мм
артустановкой АК-176 (вместо 57-мм), ЗРК "Оса-МА" (вместо "Оса-М"),
наличием вспомогательного движительно-рулевого комплекса под транцем
корабля. В результате водоизмещение корабля увеличилось на 30 т, а
скорость снизилась на 3 узла. Всего было построено 20 кораблей этого
проекта, а последние оснащались РЛС типа "Фрегат-МА" в связи с
прекращением производства РЛС "Рубка".
Состояние
Изначально корабли этого проекта считались удачными и их
строительство продолжалось вплоть до развала СССР. По завершению
постройки серии МПК пр.1124 они находились в составе всех четырёх
флотов СССР. По состоянию на 2007 г. в составе ВМФ России имеется 5 МПК
пр.1124, остальные были выведены из состава флота в 1990-х гг. или
переданы в страны ближнего зарубежья (МПК-44 и МПК-108 – в 1993 г.
Литве и переименованы в F-11 "Zemaitis" и F-12 "Aukstaitis"
соответственно, а МПК-52 и МПК-43 - в 1997 г. Украине, переименованы в
U210 "Херсон" и U209 "Сумы"). Три МПК пр.1124 находится в составе ФПС
России и несут службу по охране границы на Тихом океане.